Находка, которую библиофилы тут же назвали сенсацией. «Вянок» – единственный прижизненный сборник Максима Богдановича – обнаружен в Нижнем Новгороде. И не просто в столице Поволжья, а в знаменитом музее Горького. Экземпляр 1913 года издания уже включён в российский Государственный каталог ценностей. Сегодня об этом открытии и других, связанных с именем белорусского Песняра, говорили во время международного круглого стола в Минске.
«Максим мне не писал, и книги своей не присылал», – отвечал Пешков из итальянского Сорренто в 25-м году Богдановичу-отцу. Тогда что же это? 19,5 сантиметров на 14 – формат «Кнігі выбраных вершаў». Она в музее Горького на полке стояла, пока не просмотрели. Сегодня это единственный «Вянок» среди почти 660 тысяч редких томов в единой базе данных Музейного фонда России.
Лариса Моторина, директор музея А.М. Горького (г. Нижний Новгород): «Без автографа. Это как раз будет таким предметом для исследования. В ближайшее время мы едем в семью Пешковых».
Нижегородский – 42-й выявленный экземпляр в мире. Шесть «Вянкоў» сегодня – в коллекции музея Богдановича. Три – «От автора». «На память» тётке Магдалине. Это она привила племяннику любовь к белорусской культуре. От её потомков с берегов Волги – Бараховичей – в дар четыре образца ткачества и вышивки начала 20 века. Возможно, их касалась рука «Песняра чыстае красы».
Ирина Мышковец, научный сотрудник Литературного музея Максима Богдановича: «Некаторыя рэчы ў Ніжнім Ноўгарадзе яшчэ ёсць. Сямейны альбом, ён захоўваецца зараз у Ксеніі Андрэеўны, гэта ўнучатая пляменніца Максіма Багдановіча. Арыгінальныя здымкі канца 19 – пачатку 20 стагоддзя».
Фотографии семьи Пешкова и Богдановича. Не чужие люди уже 120 лет. В 1899-м Адам Егорович женился на родной сестре супруги Горького. В личном собрании великого русского писателя открыты два тома «Твораў» великого белорусского лирика – 1927 и 1928 года издания. Отец Максима пожаловал. К слову, экспозиция в минском доме – по страницам «Вянка».
Алла Лебедева, заведующая музеем-квартирой А.М. Горького (г. Нижний Новгород): «Когда создавали музей, мы в первую очередь опирались именно на воспоминания Адама Егоровича в восстановлении библиотеки Алексея Максимовича того времени».
Знал ли Горький о первых опытах Богдановича? Читал ли первые строки? Учёные до сих пор решают. Одни находят общее между дебютным «Музыкай» Песняра и «Макаром Чудрой» Буревестника. Другие обращаются к этому образу. «Сикстинская Мадонна» – гелиогравюра – подарок дяди Максима, напоминание о родственных связях.
Хороший способ поговорить с любым человеком – книги. Тем за одним столом хватило бы на романы, стихи, путеводители по заповедным местам классиков. Сегодня между музеями Минска и Нижнего подписано соглашение о сотрудничестве. Будет обмен экспонатами, выставками, опытом, информацией. Может, Максим прислал эту «Кнігу выбраных вершаў» своему литературному тёзке?
Подписывайтесь на нас в Telegram