Потенциальная сумма соглашений, которые подписаны во время нынешнего визита белорусской делегации в Китай, пока по привычке рассчитана не в юанях, а это видимо не за горами, а в долларах США, и составляет 11 миллиардов. Это то, что ещё предстоит сделать. А вот ревизию белорусско-китайских проектов, которые уже работают или находятся на этапе реализации, провёл Александр Злобин.
«Кто хочет быть богатым, сначала должен построить дороги», – гласит одна из китайских пословиц. В индустриальном парке «Великий камень» дороги уже есть: ровные и широкие, как перспективы главного совместного проекта Беларуси и Китая.
Кирилл Коротеев, первый заместитель генерального директора компании по развитию индустриального парка: «Мы фактически находимся в центре индустриального парка. Там, за забором, ведётся строительство логистического центра. Башенка – это будущий бизнес-центр с гостиницей. Арки – выставочный комплекс. Это – здание Администрации, где будут оказываться услуги по принципу “одно окно”. Правее – это типовой производственный корпус. То, что будет тиражировано в парке для нужд резидентов, чтобы быстро “под ключ” получить необходимое производственное здание».
Это панорама стройки с высоты птичьего полёта (см.видео – прим.ред.). Площадь почти в 100 квадратных километров делает китайско-белорусский парк самым крупным в Европе. Его первым резидентам, как принято в бизнесе, предоставляются самые выгодные условия: речь как о цене на землю, так и о налоговых льготах. Корпорация China Merchants Group строит в «Великом камне» масштабный логистический комплекс.
Инвестиции в полмиллиарда долларов лучше любых доводов убеждают: Беларусь рассматривают как узловой центр китайского многомиллиардного проекта «Экономический пояс “Шёлковый путь”». Речь идёт о воссоздании на современном уровне древних транспортных маршрутов с Востока на Запад.
Кирилл Коротеев, первый заместитель генерального директора компании по развитию индустриального парка: «Во время визита Президента Беларуси в Китай подписана дорожная карта по развитию концепции “Шёлкового пути”. Есть официальная поддержка. Второй шаг – торгово-логистический комплекс – прикладной элемент развития. Прорабатываются и новые подходы. Новая инициатива Китая – научно-техническое сотрудничество на “Шёлковом пути”. Мы стремимся участвовать в ней, создавая инвестиционный фонд научного обмена, трансфера технологий».
Среди других резидентов парка – машиностроительный гигант «Зумлион». В «Великом камне» будет производство автокранов и спецмашин на базе шасси МАЗа – такую технику ни в Беларуси, ни в СНГ пока не производят. Суперконденсаторы от китайского производителя «Чэнду Синьджу» станут источником энергии для электробусов «Белкоммунмаша».
Всерьёз и надолго в Беларусь пришли лидеры технологичного сектора ZTE и Huawei. К примеру, на оборудовании последней в Беларуси строят сеть 4G, а совместно с «Белтелекомом» разрабатывают концепцию «Умный дом». Директор «Бел Хуавэй Технолоджис» выделяет сразу несколько составляющих успешного бизнеса: образцовые отношения между Беларусью и Китаем, экономическая стабильность, комфортный деловой климат и, что весьма важно для IT-сектора и телекоммуникаций, высокий уровень образования.
Пань Юн, директор компании «Бел Хуавэй Технолоджис»: «По индексу информатизации Беларусь сегодня занимает 36 место, к 2020 году ожидается подъём до 30 места. По сравнению с соседними странами региона – это очень хорошие позиции. У вас около 2 миллионов пользователей широкополосного Интернета. Такая база очень благоприятна для инвестиций. Да и каждый день мы работаем с талантливыми людьми. Всё это в совокупности и создаёт условия для взаимовыгодного сотрудничества».
Всего за полтора года в чистом поле между Жодино и Борисовом вырос крупный завод по производству автомобилей «Geely». Проект стоимостью 290 миллионов долларов включает в себя строительство 60 объектов. Это будет первое полноценное производство легковых автомобилей в стране. До этого «Geely» наладил в Борисове крупноузловую, так называемую отвёрточную сборку автомобилей. За всё время выпустили более 9 тысяч машин. Мощность первой очереди этого предприятия выше в разы.
Современные заводы – те же конструкторы, в которые при необходимости можно добавлять блоки и компоненты. Сейчас производство рассчитано на выпуск 60 тысяч автомобилей в год. Но если рынок будет расширяться (ведь кризисы не вечны), под Борисовом готовы удвоить мощности до 120 тысяч. Вся инфраструктура создаётся с учётом именно такого сценария.
Китайские инвестиции на время изменили русло Двины, а позже вернули его обратно. Четырёхтурбинная Витебская ГЭС станет самой мощной в стране – электроэнергии воды хватит для всего Витебского района. Позади два года. Уже идут испытания.
Сюй Чуньцзянь, директор строительства Витебской ГЭС компании CNEEC (Китай): «Мы ведём пусконаладочные работы на подстанции, именно с неё электроэнергия будет поступать в энергосистему. Благодаря слаженности с белорусскими коллегами мы достигли такого высокого темпа строительных работ».
Энергетику можно назвать магистральным направлением сотрудничества Беларуси и Китая: ведь китайские инвестиции и оборудование придали мощности Берёзовской и Лукомльской ГРЭС, минским второй и пятой ТЭЦ. Электрификация железной дороги в гомельском направлении позволила пустить из столицы в областной центр скоростной электропоезд бизнес-класса. В Гродненской области к запуску готовят мусоросортировочный завод – 120 тысяч тонн отходов в год – примерно столько оставляет Гродно.
Ху Сяонань, генеральный директор машиностроительной инжиниринговой корпорации «СМЕС»: «Мы привезли из Китая оборудование. За инфраструктуру отвечали белорусские поставщики. Мы выполнили строительные работы, теперь переходим к пробной эксплуатации, наладке и гарантийным испытаниям. Наша компания имеет успешный опыт строительства в Беларуси – это Лукомльская и Берёзовская ГРЭС, качество работ на которых высоко оценило руководство вашей страны».
Тем временем свои сборочные производства в Азии открыли все машиностроительные флагманы Беларуси: от МТЗ и БелАЗа до «Гомсельмаша» и Минского завода колёсных тягачей. Минск в течение многих лет подтверждал свою последовательность в политике, надёжность и обязательность в экономике. Наградой за это стал статус привилегированного партнёра Пекина и возможность реализовывать самые масштабные и амбициозные проекты.
Подписывайтесь на нас в Telegram