Увеличение поставок белорусской техники как в Россию (а это наш крупнейший экономический партнёр), так и в страны дальнего зарубежья стал возможен, в том числе и благодаря усилиям маркетинговых служб самих производителей. Вот только пара любопытных цифр.
Выручка компании «БелАЗ» за 2017 год превысила 790 млн долларов. Темп роста объёма производства промышленной продукции в действующих ценах составил 187,2 % по отношению к 2016 году; в натуральном выражении производство техники составило 913 единиц и выросло на 389 единиц по сравнению с 2016 годом.
Что же качается холдинга МТЗ, то здесь выпустили более 32,6 тысяч единиц техники, на внешние рынки отгружено более 90%, экспорт превысил 560 миллионов долларов.
Кроме непосредственно продаж, предприятия стали практиковать так называемую концепцию friendly – дружественный подход к формированию отношения к бренду. Решив начать продвигать себя и в качестве туристических объектов.
Сегодня на БелАЗе гости из Калининграда. Причём не машиностроители и не представители деловых кругов.
Да и не одного – тысячи. Самосвал может быть не только орудием производства, в таком возрасте он, скорее, воспринимается как сказочный Гулливер. Вот и для Анатолия Прищепы попасть в эту волшебную страну ни много ни мало – мечта детства. Для его внучки (четырёхлетней Ани) уже реальность.
Восторг нарастает по экспоненте. В музее это всё ещё похоже на детские игрушки, но совсем скоро и сам чувствуешь себя лилипутом в сказочном городе. Здесь всё словно увеличено. Производственные площади под стать продукции. Поэтому передвигаться быстрее и проще (на общественном транспорте) – это тоже часть экскурсии.
И вот тут, конечно, пик впечатлений. Обязательное фото снаружи и внутри колеса. А такой «зверь» и вовсе – наглядное пособие по географии БелАЗа. Количество стран, куда поставляются самосвалы, Аня наверняка не запомнит. А вот то, что фауна в этих местах из крайнего севера и из жарких пустынь – вполне. Но главное, на этом чуде можно ещё и покататься. Место в кабине только для одного туриста. Но если очень попросить, то можно посидеть один круг на коленях у мамы, а второй – у дедушки.
Пока внучка разглядывает всё широко открытыми глазами, дедушка копает глубже.
В конце – чаепитие. Пирожные – тоже в форме самосвалов. А на бизнес-наречии (это и называется friendly), то есть дружеский подход к формированию бренда. Сегодня туристическую программу «БелАЗ – бренд Беларуси» предприятие старается продвигать всеми возможными способами. Но наибольшая эффективность – у сарафанного радио.
Благодаря бренду БелАЗ о Беларуси уже довольно давно знают даже в самых отдалённых уголках земного шара. А вот экскурсии по предприятию начали водить лишь три года назад, за это время здесь успели побывать 50 тысяч человек. С учётом того, что поток туристов с каждым годом увеличивается практически на треть, можно предположить, что в ближайшую пятилетку эта цифра пойдёт уже до сотни тысяч.
А это уже столица. Алексей Чуйков – президент российского фан-клуба AC/DC. Приехал на концерт и для разминки нужно что-то побрутальнее музея с картинами – экскурсия по МТЗ с катанием на самом мощном серийном тракторе «Беларус» – 350 лошадей под капотом. Ну чем ни «хайвей ту хелл»?
А вот эта экскурсия идёт параллельно. Для господина Ма Чен Пу нынешний визит на Минский тракторный завод – не первый. Цель приезда заместителя главного инженера Даляньского исследовательского сугубо практична и по-китайски метафорична: через посещение к единению.
Но главное – познать тракторный дзен можно не только путём катания и наблюдения.
Одна из главных активностей при посещении МТЗ – сборка трактора. Первая операция – сборка кронштейна. Гайки вставили вручную, а дальше закручиваем их при помощи автомата.
Скорость движения главного конвейера Минского тракторного завода – один трактор в пять минут.
То есть всё происходит довольно быстро. Туристам необходимо вписаться в ритм работы штатных сотрудников предприятия, а это довольно непросто. Всего здесь посетителям могут доверить пять операций. Последняя из них – самая ответственная – установка рулевого колеса.
В конце вручается сертификат о том, что вы приняли участие в сборке трактора «Беларус-892» мощностью 90 лошадиных сил. За подписью генерального директора ОАО МТЗ.
Экскурсии туристов на МТЗ начали водить только год назад. Но география родных стран посетителей уже серьёзная – 36 стран. Из любопытствующих: японцы, аргентинцы и австралийцы. И даже это не предел. Минский тракторный завод серьёзно нацелился на создание собственного турцентра.
Бум промышленного туризма на Западе начался в начале двухтысячных, как ни странно, на фоне экономического кризиса. К примеру, до этого считалось, что один город не может одновременно развивать промышленную и туристическую составляющую. Однако ж идея постмодерна – совмещение несовместимого – стала хорошей миной при плохой игре и дело пошло. Экскурсии на Mercedes, Airbus или Porsche пользуются огромной популярностью у туристов, у некоторых компаний уже десятилетиями работают огромные музеи. Этот опыт наконец-то решили взять на вооружение и у нас. Правда, пока это только самое начало пути. Сейчас для посещения открыты лишь несколько десятков предприятий (чаще это пищевая промышленность). В лидерах пивзаводы и кондитерские фабрики. Тяжёлая артиллерия – машиностроение – только-только подтянулась. Хотя мировой опыт предрекает популярность именно таким брутальным экскурсиям. К примеру, очередь на посещение завода Toyota расписана до сентября этого года.
Подписывайтесь на нас в Telegram