Санкции Запада – закалка белорусского духа! Какие предприятия попали под них, что говорят эксперты и ключевые цитаты из совещания Лукашенко по вопросам экономики

Санкции Запада – закалка белорусского духа! Какие предприятия попали под них, что говорят эксперты и ключевые цитаты из совещания Лукашенко по вопросам экономики

Минский автомобильный завод. Здесь трудятся 16,5 тыс. белорусов. Примерно столько же добывают руду и перерабатывают калий в Солигорске. А это БелАЗ. Гигантские самосвалы в Жодино создают почти 10 тыс. сотрудников. Около 8 тыс. работников у предприятия «Гродно-Азот». А есть еще Минский завод колесных тягачей, «Белшина», «Белавиа», «Белоруснефть» – список неполный. В этих компаниях трудятся сотни тысяч белорусов. Они содержат семьи, планируют отпуск и личные торжества, о чем-то мечтают, одним словом, живут. И именно их благополучие на кону, когда политики западных стран вводят санкции.


Логика агрессоров и простая, и пугающая: если людям будет не на что существовать, они взбунтуются. Но с высоких трибун это, конечно, преподносят иначе. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы должны четко понимать, как действовать, ни в коем случае не допускать неточных шагов, не то что ошибок, чтобы предотвратить определенные последствия этих санкций».

Можно сказать, Беларуси не привыкать. Есть также опыт других стран, на экономику которых давят с Запада. Та же Россия. Наши производители по многим направлениям уже давно работают в связке. Дальше – больше, но им ведь и выбора не оставляют.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «К сожалению, это стало нормой, а на нарушение международного права никто не смотрит. Создается впечатление, что лиц, принимающих такие решения, здравый смысл оставил».

С другой стороны, это вопрос мотива. Закрывая доступ на внутренний рынок для конкурентов, тот же Евросоюз поддерживает свои компании. К тому же в санкционный список может попасть абсолютно любой производитель: платишь налоги – значит поддерживаешь режим. Удобно. Но ведь в случае с ответными санкциями те же европейские предприниматели теряют рынок.

Яркий пример – переход Беларуси из литовских в российские порты. Клайпеда без перевалки белорусского грузопотока потеряет треть прибыли. Поэтому, невзирая ни на какие санкции, Литовские железные дороги взяли предоплату в 10 млн евро и продолжили перевозить белорусские калийные удобрения. Министры транспорта и иностранных дел соседней страны на фоне скандала подали в отставку. Но продолжат чиновники работать или нет, важно ли это литовским железнодорожникам или работникам порта? Куда интереснее, кто и как компенсирует их потери. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Наши контрмеры не нацелены на какую-то мелочную месть. Задача – использовать сложившиеся условия нам во благо».

В ответном санкционном пакете Минска – продовольствие, которым страна и сама обеспечена. Не допустить дефицита и роста цен – для государства это важно. Именно поэтому то, как противостоять экономическому давлению, как дальше на него отвечать, защищать работников предприятий – все это Президент с правительством обсудит без телекамер и даже после. Подробности не выйдут за Большой зал переговоров. Эта осторожность политиков в интересах белорусов. В то время как оппоненты власти интересами белорусов оправдывают как раз применение санкций.

Сложности вынуждают искать новые ресурсы, все так. Предприятия из санкционного списка открывают перспективные рынки, сами или с партнерами разрабатывают комплектующие. Но все же санкции – проблема, которую искусственно создают.

Николай Снопков, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Чувствительной является санкция против белорусского госдолга. Это прямой риск возможности его рефинансирования, в том числе по внутренним валютным госзаимствованиям. При том, что в 2022 году нам предстоит погасить $3,3 млрд. На данный момент в проработке заключение новой стабилизационной программы с Евразийским фондом стабилизации и развития. Общая сумма запрашиваемых средств $3,5 млрд».

Чиновникам приходится перестраивать работу по многим отраслям. Но, справедливости ради, начали они давно, речь про интеграционные процессы на евразийском пространстве. Возможность выбирать самим дорого обходится, но только в этом случае в приоритете – народ и его интересы, а не амбиции заокеанских партнеров. 

Подписывайтесь на нас в Telegram