Реставрация настенной живописи Свято-Петро-Павловского собора отмечена дипломом Europa Nostra

323

Масштабная работа по раскрытию и реставрации настенных росписей минского Свято-Петро-Павловского собора сегодня отмечена дипломом Europa Nostra. Это было единогласное решение жюри главной премии ЕС в области культурного наследия. Особенно эксперты упомянули образовательное значение проекта.

Лучистость готики, симметрия ренессанса, величие барокко, эклектика а-ля Византия – всё смешалось в этих стенах за 405 лет, которые стоит храм на Немиге. Самые почтенные фрагменты фресок – начала 17 века – расположены в алтарной части, куда не позволено входить непосвящённым.

Своды самой древней церкви Минска сегодня – это «отличный пример изучения истории, материалов и методов консервации». К такому выводу пришли эксперты организации Europa Nostra (континентального аналога ЮНЕСКО). Вердикт подписан в Турку, культурной столице Финляндии .

Дипломом Europa Nostra был отмечен проект реставрации Мирского замка в 1993 году. Выходит, эта награда стала первой в нынешнем веке. Сейчас среди стран-лауреатов премии не из Евросоюза есть лишь две – Беларусь и Швейцария, за спасение дома в стиле барокко.

«Минское досье» включало не только описание памятника национального значения на бумаге, но и мини-фильм о том, что сделано. За четверть века мастерами раскрыты и сохранены две тысячи квадратных метров живописной поверхности. Это этапы земной и небесной жизни Спасителя.

Алла Сташкевич, директор фонда «Культурное наследие и современность»: «Прэмія ў галіне рэстаўрацыі і кансервацыі – гэта асаблівая канкурэнцыя, бо прыходзілася змагацца з такімі школамі, як італьянская, грэчаская».

Особое упоминание жюри Europa Nostra имеет особое значение сейчас, когда Минск отметил своё 950-летие. Кстати, 45 лет назад Жёлтой церкви (это народная топонимика, как Красный костёл), вернули исконный облик. Специалисты не исключают, что и фасады были расписными.

Александр Кохан, заместитель директора предприятия «Мінская спадчына»: «Опыт, который приобретён на данном объекте, будет применён при реставрации историко-культурного наследия не только исторического центра Минска, уже начаты работы по реконструкции Раковского предместья».

Век назад росписи камерного собора сравнивали по богатству с фресками московского храма Христа Спасителя. С задачей показать всю палитру оформления базилики во все времена реставраторы справились… На взгляд с высоты опыта Europa Nostra. 

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Минск