Радуница у православных. В Беларуси поминали умерших

Верующие зажигали свечи в храмах, молились и посещали кладбища, вспоминая тех, кого уже нет в живых.

Верующие зажигали свечи в храмах, молились и посещали кладбища, вспоминая тех, кого уже нет в живых. Эти традиции в нашей стране бережно хранят, передавая из поколения в поколения.

Семья известного актёра на его могиле бывает часто. Сын и невестка несут свечи, а внук рисует для дедушки цветы. Слишком внезапно его не стало – Евгений рассказывает об отце, как о лучшем друге и наставнике. И таким Сергея Журавля помнят миллионы – народный артист умер чуть меньше года назад во сне от остановки сердца.

Евгений Журавель, сын народного артиста Сергея Журавля: «Мне, конечно, очень тяжело даётся, но я стараюсь так себя поддержать, что он ушёл туда, он здесь хорошо поработал, подарил людям много радости, и сейчас там где-то отдыхает – он это заслужил».

Это, пожалуй, главное – верить, что «там» близкие обрели покой и мир. А значит, и на земле о них должны не скорбеть, а просто не забывать. Каждый год около двух миллионов белорусов на Радуницу участвуют в поминальных службах. Тем более что праздник ещё называют Пасхой для мёртвых.

Отец Сергий: «То, что есть связь живых и связь умерших, – это несомненно. Это не только в жизни святых было, но и простых людей. Через какую-то молитву, предстояние, это всё, конечно, есть…»

Отсюда и традиции приносить на кладбища угощение с пасхального стола. Но в церкви напоминают: усопшим больше нужны слова, чем застолье. А от алкоголя и вовсе лучше отказаться.

Каждое третье захоронение в стране заброшено. На многие могилы не приходят годами. Поэтому на Радуницу обязанности «потерянных» родственников часто берут на себя незнакомые люди. А многие несут цветы тем, кого не знали лично, но помнят, как родных.

Традиционно многолюдно на Восточном кладбище столицы. Здесь могилы Владимира Короткевича, Василя Быкова, Михаила Савицкого, рядом похоронены Владимир Мулявин, Стефания Станюта, Руслан Салей и ещё многие из тех, кого белорусы считают национальным достоянием.

Ей все ещё кажется, что он вернется с игры. Тот день Тамара Салей помнит поминутно, как пять лет назад она радовалась, ожидая самолёт из Ярославля – её сын летел домой. Борт разбился, не проведя в воздухе и нескольких секунд. А Руслан Салей вместе с командой ушёл туда, откуда не возвращает даже сила материнской любви

Тамара Салей, мать Руслана Салея: «Только одного я хочу – чтобы этого не было. Он у меня был самый лучший из трёх детей, самый усидчивый, самый-самый…»

До глубокой ночи по всей Беларуси сегодня будут гореть лампады. В больших городах и маленьких деревнях как напоминание о связи с близкими, что ушли из жизни, но остались в сердцах тех, кто всегда будет по ним скучать.

Подписывайтесь на нас в Telegram