В среду из-за манифестаций практически полностью была парализована Бельгия. Христианские, либеральные и социалистические профсоюзы объявили о манифестации против пенсионной реформы. При этом Общество межкоммунального транспорта Брюсселя заранее предупредило граждан, что с утра в среду будут работать только две из семи линий метро. Забастовали пилоты национальной авиакомпании Brussels Airlines. Были отменены 75% всех рейсов, что сорвало планы 29 тысяч пассажиров. Железная дорога ввела дополнительные поезда, чтобы доставлять манифестантов со всей страны в Брюссель. Руководитель Европейского бюро ОНТ Руслан Поддубский попытался выяснить, чем же так недовольны нынешние и будущие пенсионеры, что сумели парализовать всю страну.
Перроны центрального вокзала европейской столицы трещат по швам. Поезда привозят бельгийцев со всей страны – с флагами, плакатами и пробками в ушах. На улицах Брюсселя будет шумно.
В 10-миллионной Бельгии сегодня около двух миллионов пенсионеров. Но социологи утверждают, что нация стареет так стремительно, что уже через тридцать лет тех, кому будет за 65 лет (это возраст выхода на пенсию), станет в два раза больше, а пенсионный фонд просто лопнет. Правительство затеяло реформу. Главные пункты: поднять пенсионный возраст до 67 лет и перейти на систему начисления баллов за стаж, сложность работы и среднюю зарплату на протяжении карьеры. В итоге, говорят профсоюзные лидеры, всё станет так путано, что вплоть до дня, когда будет перечислен первый пенсионный платёж, о его размерах придётся только гадать. В результате такой лотереи, считают профсоюзы, правительство сможет «обокрасть» каждую пенсию на 200 – 300 евро.
На центральных улицах Брюсселя тысячи человек, однако шествие носит мирный характер. Лидеры профсоюзов утверждают: если правительство их не услышит, то в следующий раз трудящиеся будут гораздо решительнее.
Они посыпали власти сухим молоком и забрасывали полицию навозом, когда чиновники резали европейские квоты бельгийских фермеров и снижали стоимость их продукции, жгли покрышки и гнали на площади технику, когда речь шла о транспортных налогах, поливали из брандспойтов министерские окна в ответ на невнимание к проблемам пожарных. Но пенсионная реформа касается не отдельных профессий, а каждого человека, поэтому профсоюзы готовы вывести на улицы даже не тысячи, а миллионы протестующих.
Кабинету министров не до смеха. Бюджетный кризис требует реформы, госдолг Бельгии достигает 105% ВВП. Он один самых высоких в Еврозоне, близок к опасному уровню, но будущие и нынешние пенсионеры категорически против решения этих проблем за свой счёт.
1031 евро – минимальная бельгийская пенсия. Она положена человеку без особых заслуг и собственных накоплений. У этих женщин чуть больше – 1150 евро. На плакатах их собственные небольшие расчёты: аренда квартиры, коммунальные платежи, просьба к собравшимся помочь на походы в магазин. Дело в том, что по индексу потребительских цен Бельгия – это одна из самых дорогих стран Европейского союза. Отправляемся в супермаркет. Масло стоит 2,20 евро, молоко – 1,10 евро, яйца – 3,25 евро, курица – 6,40 евро, макароны – 1,75, багет – 1,15 евро. Получается почти 16 евро. А ещё мясо, овощи, фрукты, одежда и отдых. Те бельгийцы, которые не имеют накоплений, с грустью смотрят на проходящую мимо жизнь.
«Наша пенсионная система не должна сталкивать поколения», – сразу после протестов заявил один из самых непопулярных у трудящихся федеральный министр пенсионного обеспечения Даниэль Баклен. Он настаивает, что реформа не подорвёт социальные гарантии, не обрушит пенсионные фонды.
Профсоюзное движение пока никак не отреагировало на успокоительные речи министра. Протестующим было важно показать, что они едины и решительны, что у них есть поддержка общества. У чиновников есть время подумать над содержанием уличного манифеста. Слышать, слушать и прислушиваться – в этих однокоренных словах такие разные смыслы.
Подписывайтесь на нас в Telegram