Прод@в@йте белорусское

Крупнейшие интернет-площадки Поднебесной – такие, как Alibaba Group и JD.com – ищут тех, кто сможет презентовать свой товар на рынке КНР. Наш московский корреспондент Светлана Карульская заглянула на сайты китайских интернет-магазинов и поискала там слоган «Сделано в Беларуси».

Беларусь действительно готова к экономическому партнёрству в любом географическом направлении: Европа, Азия, Евразия, Африка, Америка, Китай. Кстати, Китай – один из тех потенциальных партнёров, который уже готов к сотрудничеству. Он открывает свой рынок для поставок в страну продукции класса «премиум».

Крупнейшие интернет-площадки Поднебесной – такие, как Alibaba Group и JD.com – ищут тех, кто сможет презентовать свой товар на рынке КНР. Наш московский корреспондент Светлана Карульская заглянула на сайты китайских интернет-магазинов и поискала там слоган «Сделано в Беларуси».

От булавок – до автомобилей и заводских станков. Те, кто активно пользуется китайским интернет-магазином Aliexpress, уже давно шутят, что там нельзя продать, разве что, душу. Всего остального в избытке и по приемлемым ценам. Более 60 миллионов зарегистрированных пользователей из 240 стран мира, место сразу за Facebook в десятке самых посещаемых сайтов. Для любого производителя – мечта, а не торговая площадка. В России это поняли в конце прошлого года, когда отечественных производителей впервые пригласили поучаствовать в крупнейшей китайской распродаже в традиционный День холостяка. Оценив результаты, здесь даже пошутили, мол, у бога торговли Меркурия в руках сейчас обязательно должен быть смартфон или планшет.

Ну, конечно, одних летающих сандалий будет недостаточно, когда в Интернете такие скорости! Только в первую минуту акции одну торговую площадку посещают 13,5 миллионов покупателей, 38 тысяч заказов в секунду. И в это время на Aliexpress себя презентовали двадцать российских компаний. Техника, косметика, одежда – на всё был спрос. По закону бизнеса сразу же появилось больше предложений. Уже сегодня с корпорацией Alibaba Group, куда входит и Aliexpress, сотрудничают где-то 400 российских производителей.

Кстати, и сами китайцы оценили такой опыт. Сейчас специально под производителей из стран СНГ создаётся новый проект AliExpress Молл. Этим же занимается и сайт JD.com. Интернет-гиганты намерены на внутреннем рынке КНР занять нишу более дорогих продуктов. В Китае ценят знакомые ещё с советских времён ГОСТЫ, поэтому российские офисы компаний начали внимательно изучать и белорусских поставщиков. Для них будут предлагать готовые логистические цепочки доставки товаров и комиссионные скидки. Не 5%, а, например, 2% от общей суммы сделки.

Марк Завадский, директор по развитию бизнеса в России и СНГ Aliexpress.com: «Не нужно открывать в Китае юрлицо, не нужно получать все разрешения, просто нужно иметь конкурентный товар, который был бы интересен китайцам. Особенно это касается, наверное, продуктов питания, потому что китайские потребители, особенно растущий средний класс в городах, они хотят качественно питаться, они думают, что иностранные товары лучше, более экологически чистые. Здесь у российских и белорусских компаний есть шанс занять может и небольшую нишу по меркам Китая, но по меркам наших экономик это достаточно интересная рыночная история».

На многих белорусских предприятиях откровенно признаются, что торговать с Китаем трудно. Мол, нету документа по взаимодействию, утверждённого Министерством торговли, никто не направляет и не контролирует. Но отдельные производители всё-таки решили не дожидаться каких-либо официальных договорённостей между странами и пытаются самостоятельно выйти на новые торговые площадки. Слоган «Сделано в Беларуси» хоть и не массово, но уже появляется на Aliexpress. Предлагают хрусталь, картошку, сладости. Именно конфеты на китайском сайте продвигает кондитерская фабрика из Ивенца. Заказы идут не только из Поднебесной, но и из других стран Азии. Объёмы пока не очень большие, но здесь не скрывают: интерес к Aliexpress пока больше рекламный.

Наталья Гуринович, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности кондитерской фабрики: «Мы используем платформу с целью не продавать, а с целью заявить о себе. Рассказать миру, что существует в Беларуси такая фабрика “Ивкон”, которая производит конфеты. Эти платформы рассчитаны на мелкий опт либо на конкретные логистические компании, которые реализуют свою продукцию… Производителю крупному сложно присутствовать на них, потому что мы не отправим два или три килограмма в Китай. Сегодня белорусская логистика не позволяет, к сожалению, этого сделать. Плюс это таможенное оформление, если отправляешь продукцию на экспорт. Если использовать, например, DHL и TNT, то сама отправка будет стоить дороже, чем конфеты».

Первые, правда, не всегда уверенные шаги делает на китайских интернет-площадках и концерн «Беллегпром». Говорят и о создании собственного интернет-сервиса. Эксперты, знающие рынок, говорят, что у этих предприятий большой потенциал. Ведь многие белорусские товары легпрома активно берут на реализацию, например, российские интернет-магазины. А ведь проблема конкуренции с китайскими производителями и там стоит не менее остро. В самом концерне не скрывают: для внедрения новых форм работы у предприятий пока просто не хватает специалистов.

Наталья Кравцова, пресс-секретарь концерна «Беллегпром»: «А заинтересованность должна, конечно, идти от предприятий. От них это есть. Первые шаги на встречу они сделали, они подали заявки на участие в рабочей встрече».

Но для белорусских компаний готовые логистические решения есть уже в Москве. Российский ритейлер АБК первым отправил в Китай 20 тонн отечественных продуктов. В трёхлетней перспективе есть желание довести объёмы продаж еды до 60 миллионов долларов в год. В том числе и за счёт привлечения белорусов. Им предлагают поработать в тестовом режиме: около полугода за небольшую плату (где-то 700 долларов в месяц). Ритейлер всё это время самостоятельно будет продвигать продукт и изучать спрос. Если товар окажется интересен, его будут выводить не только на крупнейшие интернет-ресурсы Китая, но и офлайн, т.е. в торговые сети.

Иван Синицын, директор ритейл-компании: «Мы открыты для сотрудничества с белорусскими производителями, в первую очередь это касается 15 аккредитованных молочных предприятий, которые аккредитовались для работы с Китаем и мы знаем, что они есть. Во вторую очередь нам интересны все производители продуктов питания, которые способны создать качественный и вкусный продукт сроком годности от 7 месяцев».

Конечно, из-за огромных расстояний и отсутствия налаженных каналов логистика поставок продуктов в Китай сложна. Пока всё это идёт в Шанхай из Санкт-Петербурга морем. Весь маршрут занимает 50 дней. Поэтому такое предложение актуально для товаров с большим сроком годности. Говорят, что подобная схема будет использоваться первые полгода. Позже не исключено введение грузового авиасообщения специально для интернет-торговли. Российский экспортный союз, который курирует продвижение отечественной продукции за рубеж, настаивает: китайские интернет-площадки можно и нужно использовать. Причём и Aliexpress, и JD.com сами готовы включаться в работу.

Михаил Мамонов, директор по международным проектам Российского экспортного союза: «Их специалисты обещают оказать содействие в сертифицировании продукции, в международной адаптации товара, оказывают широкий спектр консультационных услуг. Это, конечно, облегчит задачу. В одиночку разобраться отдельным производителям, если это малое и среднее предприятие, в экспортных процедурах сложно».

Специалисты союза так же готовы помогать белорусам. В республике много совместных компаний, которые производят товары под брендом и Союзного государства, и Евразийского экономического союза. Главное, говорят, в этом деле проявлять активность и не спать. Иначе Китай действительно тихо и в одиночку завоюет весь мир.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия