Продолжается расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа

Продолжается расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа

Преступления без срока давности. Продолжается расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа. 81 год назад литовский батальон карателей устроил массовое уничтожение людей в Слуцке. Руководил им Антанас Импулявичюс. Батальон отметился в серии карательных операций, и от его рук погибли не менее 40 тыс. мирных жителей. 


Известные фото. Это Минск. 26 октября 1941 года. Казненные люди на снимках – подпольщики. Это первая публичная казнь. 12 человек разделили на несколько групп и повесили в разных частях города: в районе «Комаровки», на перекрестке Комсомольской и Маркса, у Дома офицеров и на воротах дрожжевого завода. Сделали это литовские нацисты – каратели батальона шуцманшафта под командованием Антанаса Импулявичюса, впоследствии прозванного «Минским мясником». На следующий день – 27 октября, ровно 81 год назад, – батальон прибыл в Слуцк.

Валерий Толкачев, начальник управления Генеральной прокуратуры, руководитель следственной группы по расследованию уголовного дела о геноциде: «Импулявичюс принял решение о проведении операции карательной. Даже комендант попросил отложить. Но тот отдал приказ о незамедлительной реализации. Каратели выгоняли жителей из домов, собирали в колонны, людей раздевали, вели в яму, клали лицом вниз и расстреливали». 

Вот как описал в рапорте начальству эту расправу представитель немецких оккупационных властей.

Наталия Селюкина, исполнительный директор фонда «Историческая память» (Россия): «Немцы действительно удивлялись жестокости, и как раз на ряде процессов в качестве доказательств были немецкие донесения. Самое громкое донесение – о карательной акции в Слуцке. Немецкий оккупант говорил, что был поражен, что творил этот батальон в отношении местного населения».

В тот день от рук карателей батальона Импулявичюса погибли более 5 тыс. человек. Командир не только отдавал приказы, но и участвовал сам.

Валерий Толкачев, начальник управления Генеральной прокуратуры, руководитель следственной группы по расследованию уголовного дела о геноциде: «Он зверски издевался над женщинами, детьми. Много свидетельств от участников батальона, которые указывают, что участвовал. Как отрубали пальцы, заживо бросали в огонь».

Батальон, которым командовал литовский нацист, создали в Литве. Из местных жителей. Импулявичюс до прихода немцев был осужден за антисоветскую деятельность. Бежал. Ненавидел все, что было связано с СССР, но пошел не на фронт, а в каратели – уничтожать мирное население.

Наталья Селюкина, исполнительный директор фонда «Историческая память» (Россия): «Ряд преступников из этих карательных батальонов состояли в националистических организациях. В том числе и Импулявичюс. Они рассчитывали, что немецкая оккупация избавит от советской оккупации, как это сейчас трактуется у них. Немцы пришли, а подразделения уже были сформированы. Люди были мотивированы на то, что ложилось в идеологию истребления».

После Минска и Слуцка бесславный небоевой путь батальона продолжился в Березино. Здесь каратели уничтожили около тысячи человек. Дальше снова был Минск, Койданово (теперешний Дзержинск), Руденск, Смиловичи, Несвиж, Борисов, Клецк. Расправы продолжались до 1943 года. С наступлением Красной армии бежал. Сначала в Германию, а потом перебрался в США. И получил убежище.

О преступлениях Импулявичюса не забывали на родине. В Литве в 1962 году состоялся суд над карателями. На скамье –  9 человек. Одного – командира Импулявичюса – заочно. Всех приговорили к расстрелу. Но преступника США не выдали. Он скончался в 1970 году в своем доме в Филадельфии, жалуясь прессе, что испытывает давление общественности и получает письма с угрозами.

Генеральная прокуратура продолжает расследовать дело о геноциде нашего народа.

Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси: «Мною в правительство направлен подробный список каждого населенного пункта с указанием даты, времени его уничтожения, примерного количества уничтоженных мирных жителей. По возможности где мы установили наименования карательного батальона подразделения, которое принимало участие с указанием фамилий, лиц, которые были уничтожены в этом населенном пункте».

Продолжается и переписка с компетентными органами иностранных государств. Данные о карателях предоставят не все. В Литве, откуда родом Импулявичюс, отказали. А о том, что ее выходцы переплюнули в зверствах гитлеровцев, предпочитают не вспоминать.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Алексей Кряквин