Президент потребовал навести порядок в сфере производства и оборота алкогольной продукции: нормы её ввоза и вывоза могут пересмотреть

​В сфере производства и оборота алкогольной продукции нужно наводить жёсткий порядок. Об этом заявил Александр Лукашенко на большом совещании с участием правительства, профильных ведомств и губернаторов. К разговору пригласили и руководителей крупных торговых сетей. К ним тоже есть претензии: фактически они вымогают у предприятий деньги за крупный контракт и даже за выгодное место на прилавке.

В сфере производства и оборота алкогольной продукции нужно наводить жёсткий порядок. Об этом заявил Александр Лукашенко на большом совещании с участием правительства, профильных ведомств и губернаторов. К разговору пригласили и руководителей крупных торговых сетей. К ним тоже есть претензии: фактически они вымогают у предприятий деньги за крупный контракт и даже за выгодное место на прилавке. Президент потребовал прекратить беспредел – условия должны диктовать производители, а не торговля.

С одной стороны – успешная работа предприятий, налоги и своевременная выплата зарплат, с другой – здоровье нации. Вопрос производства и оборота алкоголя всегда был непростым. Это особый подакцизный товар, продажа которого жёстко регулируется государством, и не только в Беларуси. В июле президентскими Указом и Декретом контроль за оборотом этой продукции усилили. Вот только достаточны ли эти меры?

Цифры неутешительные – в 2014 году правоохранительные органы изъяли свыше 260 тысяч литров контрафактного алкоголя. За пять месяцев 2015 года – уже больше 500 тысяч литров. По оценке специалистов, теневой рынок спиртного в стране оценивается в 200 миллионов долларов в год. Основной поставщик контрафакта – Россия, сказывается отсутствие границ.

Водка – 1 доллар, виски – 3. Ночную распродажу 33-летний безработный москвич организовал прямо у мемориального комплекса «Курган Славы». Клиентов искал через Интернет. Всего из микроавтобуса торговца изъято свыше 1100 бутылок фальсифицированного алкоголя. Вся партия и доходы от её продажи будут конфискованы, а продавцу предстоит ещё заплатить штраф до Br18 миллионов. Но эти потери вряд ли сильно повлияют на общую картину. Ведь в соседней России действует фактически целая индустрия по производству контрафакта, доля которого занимает треть от легального. И в Интернете можно запросто найти коньяк или текилу известных брендов по цене 4-5 долларов за бутылку. Правда, очевидный контрафакт в соседней стране называют гораздо мягче – «дубликат алкоголя».

Александр Погоский, заместитель начальника отдела управления ГУБЭП МВД Беларуси: «Если взять 2014 год, по сравнению с 2013-м, объём нелегальных ликёро-водочных напитков увеличился в 3,5 раза. В этом году уже 2,9 раза. То есть идёт значительный рост нелегального оборота. В принципе, любой потребитель, то ли гражданин Беларуси, то ли России, может свободно в Интернете связаться, заказать любой объём алкоголя. Даже чем больше вы закажите, тем ниже будет цена».

Специалисты предлагают ужесточить ответственность за нелегальные поставки алкоголя вплоть до конфискации транспортных средств. Но контрафакт – не единственное препятствие на пути к финансовому успеху белорусских производителей. Ещё одна проблема – высокая дебиторская задолженность. Сегодня торговые сети должны предприятиям за уже поставленную продукцию свыше Br350 миллиардов. Этих денег производителям хватило бы расплатиться по кредитам.

Михаил Русый, заместитель премьер-министра Беларуси: «Главой государства поставлена жёсткая задача торговым сетям, которые получили, но не рассчитались, – рассчитаться за продукцию до 1 сентября. У нас 45 дней – срок расчёта, но задача ещё ужесточена до 30».

Не рассчитался вовремя – наказание вплоть до лишения лицензии на продажу алкоголя. Взять этот вопрос на контроль Александр Лукашенко поручил Комитету госбезопасности. Такой жёсткий подход к «сетевикам» вполне оправдан. Президенту всё чаще докладывают о случаях откровенного вымогательства. Крупные торговые сети то и дело требуют от производителей так называемые бонусы, по другому – «откаты». В противном случае продукция просто не попадёт на прилавок.

С сегодняшнего дня (20 августа), и Президент на протяжении всего совещания подчеркнул это не раз, – диктат не торговли, а производителя. Правительству поручено разобраться с акцизной политикой, изучить опыт других государств. Например, в Казахстане за каждый литр ввезённого алкоголя импортёр платит почти 10 евро.

Михаил Русый, заместитель премьер-министра Беларуси: «Кроме того, мы готовим изменение в постановление от 2008 года “Об обороте алкоголя”, чтобы вся ликёро-водочная продукция, независимо от того, откуда она будет поступать к нам, должна проходить обязательную сертификацию. Это позволит защитить собственный рынок и позволит говорить, что этот продукт у нас будет качественный».

Критика звучала и в адрес производителей. На многих предприятиях загружено лишь 50% мощностей. В июле 2015 года в стране был создан алкогольный холдинг. Он объединил восемь крупнейших игроков этого рынка. Консолидация, по мнению экспертов, позволит предприятиям снизить затраты и даже создать собственную торговую сеть. Кроме того, избавит их от внутренней конкуренции.

Александр Забелло, председатель концерна «Белгоспищепром»: «Нет сегодня у наших предприятий ярко выраженного алкогольного бренда. Есть наименования продукции, которые продаются несколько больше, чем все остальные Задача – оптимизировать это большое количество (более 500 наименований) алкогольной продукции, ужать их количество, чтобы продукция была узнаваемая, чтоб потребитель знал, что представляет собой тот или иной товар. И, конечно же, его будет проще продвигать и на внешнем рынке».

Увеличение экспорта – это ещё одно жёсткое поручение производителям. С конвейеров белорусских предприятий ежегодно сходит 26 миллионов декалитров алкогольной продукции – это вдвое больше, чем белорусы в состоянии выпить. Требование Президента – до 15 сентября склады необходимо разгрузить, весь товар должен быть на полках – белорусских и зарубежных. А деньги за него – на счетах предприятий.

Госконтроль в ближайшее время пересмотрит ассортимент и проверит цены на отечественный алкоголь, особенно в общепите, и проследит всю цепочку – от конвейера до прилавка, чтобы деньги не растворялись в кошельках посредников. Чтобы раз и навсегда навести порядок в отрасли, Президент отвёл производителям, профильным ведомствам и правительству срок – до конца года. И предупредил – вопрос важный и будет на особом контроле.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram