Самая известная кинопремия – «Оскар». За всю историю – а ей чуть меньше 100 лет – было отмечено множество гениальных картин и актеров: «Унесенные ветром», «Властелин колец» и даже «Москва слезам не верит»!
Со временем премия вводила все новые номинации и правила. К сожалению, «Оскар» не избежал участи двигателя новой этики. И сейчас толерантность не просто определяет выбор, но и строго ограничивает претендентов. С этого года начали действовать новые правила отбора фильмов, претендующих на статуэтку в номинации «лучший фильм». И критерии там под силу не каждой ленте типа «Властелина колец».
Так за что Киноакадемия выделяет лучших? Как развитие переросло в деградацию? И какое влияние ЛГБТ оказывает на развитие кинематографа? Об этом – в новом выпуске проекта «Ликбез.by».
«And the Oscar goes to…»
Нет, мне не заполучить «Оскар»… Хотя, я женщина! Но я белая цисгендерная женщина… Я могу бороться за права! Но мои права никто не ущемляет…
В общем с этими новыми правилами черт ногу сломит. И речь об «Оскаре» – самой известной кинопремии в мире. С этого года она официально превратилась в инструмент цензуры и насаждения толерантности. Как появилась премия «Оскар» и куда она катится? Поликбезничаем.
В 1926 году глава студии «Метро Голден Майер» Луис Майер выдвинул идею о создании первого в своем роде профессионального киносообщества. Изначально это должно было быть союзом кинокомпаний-гигантов для решения проблем, возникающих в индустрии кино. Именно так 11 января 1927 года была создана Академия кинематографических искусств и наук.
Чуть позже появилась и идея премии, которую бы вручали лучшим по итогам внутреннего голосования.
Первая церемония вручения состоялась 16 мая 1929 года. Она длилась всего 15 минут и не предполагала никакой интриги. Вплоть до 1941 года имена всех победителей были известны заранее. Поэтому встретились, раздали, похлопали. Вот и все.
По сей день результаты каждой премии держатся в строжайшей тайне: карточки с именами победителей запечатываются в конверты, которые вскрывают только на сцене.
Первое время премия никак не называлась. И привычное нам название «Оскар» получила лишь в 1934 году на 6 церемонии. До сих пор нет четкого мнения о том, почему ее назвали именно так. По одной из версий секретарь Киноакадемии Маргарет Херик, впервые увидев статуэтку, воскликнула, что та очень напоминает ей ее дядюшку Оскара. Журналисты быстро подхватили это слово и вскоре название премии прижилось у публики.
А сам дизайн статуэтки был разработан Седриком Гибонсом, художественным руководителем студии «Метро Голден Майер», а реализовал его замысел скульптор Джорж Стенли. Сначала статуэтки отливали из бронзы и покрывали золотом, позже – из металлического сплава на основе олова. Правда во время Второй Мировой войны статуэтки временно стали производить из гипса, так как весь метал уходил на нужды армии. После окончания войны все гипсовые статуэтки победителям заменили на металлические.
Почти столетняя история «Оскара» была действительно яркой, и рассказывать о ней, пересматривать вручения и переслушивать речи лауреатов можно бесконечно. Вместо этого я собрала для вас 15 интересных рекордов американской кинопремии. Итак:
1. Номинации «лучшая мужская и лучшая женская роль второго плана» были введены в 1937 году. Но до 44 года победителям в этих номинациях не вручали статуэтки «Оскара». Вместо этого – табличка с уменьшенной копией главной премии.
2. Сценарист Джозеф Фарном стал единственным за всю историю премии победителем в номинации «За лучшие титры к немому кино».
3. За всю история «Оскар» больше всего статуэток у мультипликатора Уолта Диснея – 26!
4. Первая чернокожая актриса, получившая «Оскар» – нет, не Холли Бери. А Хэтти Макдениэл, которая сыграла роль Маммушки в ленте «Унесенные ветром». Это была 12 по счету церемония и проходила она в отеле «Амбассадор» в Лос-Анджелесе. На дворе 1940 год и политика отеля – «никаких чернокожих». Для актрисы сделали исключение, но получив статуэтку, ей пришлось сесть не с коллегами по фильму, а за маленьким столиком у дальней стены.
5. Самая молодая обладательница «Оскара» за всю историю – на тот момент 10-летняя актриса Тейтум Онилл.
6. Первое советское кино, отмеченное «Оскаром» в 1943 году – документальный фильм «Разгром немецкий войск под Москвой» (амер. «Москва наносит ответный удар»).
7. Советские фильмы еще дважды приносили своей стране премии «Оскар». В 1969 году Сергей Бондарчук принес стране премию за 6часовую экранизацию романа «Война и мир». Бондарчук на вручение не явился.
8. В 1981 году советский кинофильм «Москва слезам не верит» стал лучшим в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Правда, режиссер Владимир Меньшов на премии не был и даже не смотрел ее, а потому узнал о своей победе совершенно случайно от коллег по работе.
9. А в 1995 году уже российский фильм «Утомленные солнцем» стал лучшим на иностранном языке. Ее режиссер Сергей Михалков получал премию вместе со своей дочерью Надей.
10. Премия 1998 года была буквально посвящена Титанику. 14 номинаций и 11 побед. А вот Дикаприо даже не номинировали, и он обиделся и не пришел на премию.
11. 1999 год отметился яркой победой итальянской картины «Жизнь прекрасна». Роберто Бенини, режиссер фильма, сыгравший в нем главного героя, получил премию за лучшую мужскую роль. И это несмотря на то, что фильм был не на английском языке.
12. Новый рекорд по количеству премий был установлен в 2004 году. Финальная часть трилогии «Властелин колец» получила 11 статуэток из 11 номинаций! Такого, чтобы один фильм побеждал во всех объявленных номинациях, больше не случалось ни разу.
13. В 2017 году произошел, должно быть, самый позорный момент в истории «Оскара». При объявлении победителя в главной номинации «лучший фильм» на сцене все напутали, и статуэтки триумфально вручили продюсерам ленты «Ла-ла-лэнд». И только после нескольких искренних благодарственных речей ошибка вскрылась. То ли перепутали конверты, то ли прочитали не то… премию за лучший фильм в итоге получила картина «Лунный свет».
14. Актриса Кэтрин Хэпберн абсолютная рекордсменка по количеству статуэток – в ее копилке сразу 4! И все за главную женскою роль. Из актеров-мужчин больше всех отличился Дэниэл Дэй Льюис – 3 премии за лучшую мужскую роль.
15. За всю историю премии 15 человек получали «Оскар» посмертно.
В 2020 году впервые лучшим стал Южнокорейский фильм «Паразиты». Это, по сути, нарушило правило Киноакадемии, по которому лучшим фильмом не может стать лента на иностранном языке (для этого на «Оскаре» есть отдельная номинация).
История «Оскара» богата гениальными фильмами, выдающимися актерами и яркими моментами. За тем, как Киноакадемия распределяет награды почти 100 лет наблюдает весь мир. Это действительно знаковое событие и приуменьшать его значение нельзя.
Но, к сожалению, как и любой масштабный проект, «Оскар» не избежал участи двигателя новой этики. Только в этом случае толерантность не просто определяет выбор, но и строго ограничивает претендентов.
Объясню. С этого года начали действовать новые правила отбора фильмов, претендующих на «Оскар» в номинации «лучший фильм».
Если кратко:
1. главную или ведущую роль второго плана должен играть как минимум один «цветной» актер (азиат, темнокожий, латиноамериканец и др.)
2. не менее 30% исполнителей второстепенных и менее значимых ролей должны быть женщины, представители какой-то расовой или этнической группы, ЛГБТ, люди с ограниченными возможностями
3. основная сюжетная линия или тема фильма должна быть сфокусирована на этих же группах
4. по крайней мере две творческие руководящие должности должны занимать представители меньшинств.
Чтобы попасть в номинацию «Лучший фильм» на премии «Оскар», картина должна проходить хотя бы по двум из этих стандартов.
Как отметили в Киноакадемии, их внедрили для поощрения равноправного изображения людей на экране и за его пределами, якобы чтобы лучше отразить разнообразие зрителей. Вот только все это можно перевести одним словом – цензура.
По факту Киноакадемия установила формальные правила, лишь подпадая под которые фильм сможем претендовать на главную статуэтку премии. И за неимением альтернативы, лучшей может стать и достаточно сомнительная лента. А вот по-настоящему талантливое кино даже не сможет претендовать на триумф, если не будет соблюден так называемый «райдер и инклюзивности». Ну вот давайте приведем пару примеров.
Если бы легендарный «Властелин колец: Возвращение короля» вышел в прокат на 20 лет позже, 11 статуэток он бы не увидел. В фильме есть орки, эльфы, гномы, хоббиты, но почти нет женщин, представителей сексуальных меньшинств и людей с другим цветом кожи. Да ведь и у Толкина, автора трилогии, их не было.
Хотя здесь я сразу вспоминаю сериал «Ведьмак» по книгам Сапковского. Помню, когда смотрела его впервые, искренне не понимала, откуда там чернокожие эльфы… И разве такие вообще бывают? Хотя, сериал хороший.
Ну или как здесь же обойти стороной мюзикл «Золушка», где фею-крестную сыграл… чернокожий гей. Ну, скажем есть «некоторое» расхождение с оригиналом.
Взять, например, кинофильм «Отступники» Мартина Скорсезе, забравший в 2007-м сразу 4 статуэтки. В ленте 90% всех основных ролей занимают белые мужчины. Поэтому в 2024-м Киноакадемия вряд ли бы выдвинула картину на главную номинацию.
Или сюжет невероятного фильма «Король говорит!» построен вокруг противостояния короля Великобритании и его логопеда. Никакой новой этики. Сразу 4 премии в 2011-м. В 2024-м такого успеха бы ждать не пришлось.
И это лишь некоторые примеры того, как новые правила «Оскара» могут влиять на выбор Киноакадемии. И того, какие на самом деле классные киноленты могут попросту остаться за бортом.
Теперь, как говорится «претендуешь – соответствуй». И если надо – вставляй представителей меньшинств даже туда, где по замыслу или в историческом аспекте их и быть не должно. Что же это, если не банальные ограничения в творчестве? И все для того, чтобы Оскар перестал «быть таким белым». Ведь именно в этом долгие годы обвиняли Киноакадемию.
Просто на мой взгляд, определяющим фактором при выборе номинантов и победителей кинопремии, должна быть творческая составляющая. Замысел, сюжет, картинка, игра актеров, костюмы, спецэффекты, саундтрек… а не количество представителей ЛГБТ на квадрат времени. Я обращаюсь к кино за смыслами. А вы?
Это был «Ликбез.by».
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
Подписывайтесь на нас в Telegram