Понятие обоснованного экономического риска предлагают ввести законодатели

Преступление и наказание. В Палате представителей в первом чтении одобрили законопроект, который предусматривает серьёзные изменения как в расследовании преступлений, так и в назначении наказаний. Есть и инновационные для Беларуси: скажем, досудебное соглашение или оправданный экономический риск.

Преступление и наказание. В Палате представителей в первом чтении одобрили законопроект, который предусматривает серьёзные изменения как в расследовании преступлений, так и в назначении наказаний. Есть и инновационные для Беларуси: скажем, досудебное соглашение или оправданный экономический риск.

Сегодня депутаты рассматривали законопроект, над которым работали год. Он предусматривает изменения в более чем двух сотнях статей различных кодексов, но, прежде всего, Уголовного. Абсолютная новация для страны – введение досудебного соглашения о сотрудничестве. Чистосердечное признание, конечно, смягчает наказание, но ещё уменьшить срок поможет выдача подельников.

Групповые преступления в Беларуси – это примерно 8% – оборот наркотиков, торговля людьми, бандитизм. Адреса, пароли, явки, которые не были известны ранее, – вот что интересует следователей. И для мира такая практика не нова.

Александр Конюк, генеральный прокурор Беларуси: «Скептики нам говорят: не приведёт ли это к оговору других участников? В общем-то, это возможно и сейчас. Но в этом законе мы предусмотрели несколько степеней защиты, мы посчитали – это примерно шесть этапов. Если человек заключил соглашение и выполнил его – это очень серьёзно. Там выполнение подразумевается в несколько этапов. Только после этого будет определяться наказание, и тогда больше половины ему нельзя давать максимального срока».

А вот те, кто совершил нетяжкие преступления против личности – не государства, – могут избежать уголовного наказания, если возместят причинённый вред. Подсчитано: в год такая компенсация может принести казне примерно полтора миллиарда рублей. Но станет ли пострадавшему от этого легче? К примеру, угон автомобиля: сядет угонщик в тюрьму или нет, но авто в отдельных случаях уже не вернуть. Так вот, есть идея аккумулировать компенсационные выплаты и создать фонд помощи пострадавшим.

Шла речь и о случаях, когда потерпевшим выступает государство. Тендеры, договоры, поставки оборудования – зона повышенного риска для руководителей предприятий и чиновников. Мол, хотел как лучше, а получилось… как получилось. И если что-то идёт не так, следователь вряд ли скажет, что риск – благородное дело. Однако практика судебных разбирательств показывает: провальные контракты не всегда результат злого умысла. Но раз есть уголовное дело – значит, должны быть и виновные… Законодатели предлагают ввести понятие обоснованного экономического риска, это позволит в отдельных случаях избежать наказания.

Людмила Михалькова, председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Это все будет тщательно оцениваться следствием и судом. И больше, конечно, это субъективная оценка. Нет каких-то критериев основных, как считать экономически обоснованный этот риск или не обоснованный. Он провёл тендер, просчитал всё, но не получилось по каким-то объективным причинам – вот это самое главное».

Парламентарии уверены: это сможет раскрепостить управленцев, позволит им смелее принимать решения.

Кроме того, среди законодательных инициатив – увеличение штрафов за коррупционные преступления. Минимальный возрастёт в десять раз, а максимальный – в пять: с тысячи до пяти тысяч базовых величин – сейчас это примерно 75 тысяч долларов в эквиваленте. Возрастёт и наказание за вступление в половую связь с детьми до 16-ти лет – с пяти до десяти лет лишения свободы. Вводится и уголовная ответственность за жестокое обращение с животными. Все эти изменения депутаты сегодня поддержали единогласно.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж