Некоторые ждут годами: «Белтехосмотр» – когда автовладельцы приедут на проверку, водители – когда госпошлину отвяжут от техосмотра. С введения платы за допуск к дорожному движению прошло уже шесть лет, а страсти всё не утихают. Каждый год всё меньше машин проходит обязательное ТО. Дошло до того, что половина автомобилей, возможно, ездит без техосмотра. Пора бить тревогу. Кто-нибудь задумывался, чем это грозит на дороге? 10 февраля в Берестовицком районе 18-летний водитель на BMW вылетел в кювет вместе с пассажирами. У одного из них помимо прочих переломов – открытая черепно-мозговая травма, у другого – закрытая, и тот, кто был за рулём, легко не отделался. Любопытная деталь – на колёсах был разный рисунок протектора. Повлияло ли это? Может быть. Прошёл бы такой автомобиль техосмотр? Скорее, нет. Сберегло бы это ребят? Скорее, да. В протокол записали – «не справился с управлением».
Станислав Соловей, официальный представитель управления ГАИ МВД Беларуси: «В прошлом году на территории страны произошло 18 ДТП по причине технической неисправности, в которых погибли или пострадали люди. К сожалению, мы наблюдаем, что всё меньше автолюбителей проходит техосмотр, а сами водители должны позаботиться об исправности своего автомобиля для того, чтобы в последующем это не приносило каких-либо проблем».
Рекордсмен 2019-го – 39-летний житель Витебщины по «любимой» – ч. 9 ст. 18.12 Кодекса об административных правонарушениях (отсутствие техосмотра) – привлекался за год 17 раз! За что заплатил в общей сложности около 1200 рублей. ГАИ фиксирует сотни тысяч подобных нарушений. И всё же это, скорее, не про штрафы, а про безопасность.
Очень часто определить, что в конечном счете стало причиной ДТП – техническая неисправность или человеческий фактор – не представляется возможным. Но, безусловно, уменьшение количества транспортных средств, прошедших техосмотр, влияет на дорожную обстановку. И не лучшим образом. У трети из тех, кто в прошлом году попытался, но так и не прошёл техосомтр, были проблемы именно с тормозной системой. Можно предположить, что у тех, кто не пытался получить заветную печать в талоне, таких проблем значительно больше. Как и поводов для беспокойства у всех остальных участников дорожного движения.
Сотрудники «Белтехосмотра» сказали, что пик желающих пройти техосмотр – обеденное время (с часу до двух). Частников нет, только одинокие юрлица. Что и понятно – им отсутствие печати в талоне может грозить потерей работы, а не предупреждением или штрафом до трёх базовых на первый раз и до пяти на второй. Что не так уж и страшно.
Арифметика простая – сам техосмотр стоит около 25 рублей. А вот привязанная в 2014 году к нему госпошлина за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении (в народе – «транспортный налог», «налог на авто», «дорожный сбор») в среднем – 200-250 рублей. В зависимости от массы автомобиля. Отсюда и падение популярности техосмотра.
Владимир Пиульский, заместитель директора предприятия «Белтехосмотр»: «За прошлый год было проведено около миллиона контрольно-диагностических работ в отношении транспортных средств категории М1 – это легковые автомобили. 250 тысяч из них не прошли техосмотр в силу разных причин. На первом месте – неисправности тормозной системы».
Тут даже не потребуется сильное воображение. Фото-, видео- и протоколы ГАИ с мест дорожных происшествий ярче любых фантазий. Но, похоже, даже пугающая статистика погибших не в силах изменить ситуацию. То, что «дорожный сбор» отвяжут от «техосмотра», анонсировалось неоднократно и в прошлом, и даже в нынешнем году. Известно, что Министерство финансов проект указа подготовило. Уже год как. Дорожный сбор, конечно, не отменят – иначе откуда взяться хвалёным белорусским дорогам? Деньги водителей на их обслуживание как раз и идут. Но собирать его будут иначе. И вот тут пока нет конкретики, есть пространство для фантазии.
Говорят, в сравнении с прошлым январём популярность процедуры упала ещё на 23%. Хотя у нас статистика получилась иная: в час пик на станции на техосмотр приехала лишь одно единственное личное авто.
Подписывайтесь на нас в Telegram