«Поглотит» ли Россия Беларусь? Мнение об интеграционных процессах

«Поглотит» ли Россия Беларусь? Мнение об интеграционных процессах

9 сентября состоялась встреча президентов Беларуси и России. Одобрены 28 интеграционных программ Союзного государства, заявлено о новом этапе интеграционных процессов. В свете достигнутых договоренностей наш колумнист Павел Игнатьев делится своими наблюдениями о «сближении» двух стран.

Эту статью я решил посвятить вопросу, который муссируется более 20 лет, особенно в свете последней встречи двух лидеров: «поглотит» ли Россия Беларусь, будет ли поставлена точка в истории независимости нашей страны? 

Считаю, что ничего подобного и близко нет. Объясню, почему.

Скептики и люди, не поддерживающие либо отрицающие интеграцию, «козыряют», что Россия представляет для нас внешнюю угрозу. Здесь стоит пояснить. Основные виды внешней угрозы могут быть политическими, военными, культурологическими, духовными. И со стороны другого/других, в смысле чужого, государства. Но, во-первых, Беларусь и Россия третий десяток лет являют собою Союзное государство. Во-вторых, историческая общность корней народов, имеющих одни и те же истоки, постоянная «связка» в той или иной степени современных территорий Беларуси и России, отсутствие языкового барьера, постоянное существование «плечом к плечу» заставляют усомниться в позиции тех, кто искусственно пытается поставить между нами барьеры. Замечу, барьеры эти – политические и ставятся намеренно для достижения определенных, не всегда благородных, целей. Приведу пример. 

Бывший президент Украины Л. Д. Кучма в 2003 году представил публике свою книгу «Украина – не Россия». В этом литературном «творении» он расставил акценты, что русские и украинцы – разные народы от слова «совсем». Среди прочего, русские, по мнению Кучмы, не трудолюбивые, в отличие от украинцев. В то же время в одном из интервью он признавал, что русская нация крепко сформирована исторически и твердо стоит на ногах. Новой же украинской государственности нужно создать и культивировать именно свою национальную идентичность, поэтому следует обособляться от России всеми путями. Что тут скажешь?.. А как насчет того, что украинцы, говоря научно-историческим языком, это малороссы? С давних времен они были вместе с русскими и белорусами, вышли из «одного котла». Это как семья: она одна, единая, но кто-то брюнет, а кто-то шатен. Суть от этого не меняется.

В 1991 году Беларусь, а тогда Белорусскую Советскую Социалистическую Республику, объявили независимой. Хотя правильнее сказать – самостоятельной. «Крыша» Союза ССР ушла, и мы отправились в открытое геополитическое море. Но практически и исторически доказано, что связи с Россией не терялись, а наоборот, крепли. Собственно, как и сейчас. Никто не скрывает, что в сложные экономические и политические моменты, которые Беларусь прошла за последние 30 лет, Россия всегда оказывала и оказывает поддержку. И в прошлогодний «лихорадочный» август официальная Москва выражала солидарность отнюдь не с деструктивными силами. Хотя, согласитесь, использовать послевыборные события 2020 года в своих «имперских амбициях», как любят говорить оппоненты российского руководства, можно было бы. Друг, как говорится, познается в беде.

…Надо признать, что малые государства не могут существовать полностью самостоятельно и обособленно. Во всех смыслах. Так сложилось исторически. Или ты находишься под чьим-то протекторатом, или становишься сателлитом кого-то более мощного и влиятельного. Становиться же страной-марионеткой в руках коллективного Запада совсем не хочется.  

У Беларуси и России такой вариант выстраивания межгосударственных отношений не просматривается. Считаю, что и во времена Беларуси в составе СССР никакой политики притеснений со стороны России – главного системообразующего звена страны Советов – не было. Русской культуре и традициям такое отношение к этническим меньшинствам или «народам-братьям» – белорусам или украинцам – чужды. Причем также относились и к остальным 13 республикам. 

Беларусь была не только самостоятельной  и самодостаточной единицей СССР, но и государством. Достаточно вспомнить, что БССР в 1945 году стала одним из учредителей и членов ООН, имела отдельное представительство. И РСФСР этому никак не препятствовала. Шестью годами ранее вернули западные территории республики. «Вливания» из союзного бюджета были ощутимые: мы по уровню жизни, экономике и общему развитию стояли чуть ли не на одной ступени с Прибалтикой, в советские годы лидером по указанным показателям. «Брежневская» Конституция 1977 года вообще закрепляла, в том числе и за нами, право добровольного выхода из состава СССР. Так что независимость и территориальная целостность современной Беларуси «ковалась» еще советской властью. В 1991 году начался новый этап. 

…Отношение России на официальном и «народном» уровне к нам всегда было, как к равным. Поэтому бояться, что «интеграция с Кремлём» приведет к активизации русского шовинизма, а Беларусь станет колонией с потерей прав и свобод, не приходится. 

Да, идет процесс объединения в сферах экономики, налоговых систем, обороны, профильного законодательства. Но о духовно-историческом, культурном говорить не приходится – единым целым мы являемся с незапамятных времен. Разделение на белорусов и русских считаю достаточно условным. Да, есть определенные особенности и черты народов, как у тех же украинцев. Но «единая база» от этого не меняется. И крепкие, теплые отношения на уровне простых людей – нас с вами – тому лишнее убедительное доказательство. 

Некоторые политиканы пытаются спекулировать на «опасности» вхождения в состав России в связи с ожидаемой потерей политической независимости и собственной государственности. Опасности в этом не вижу. Когда народ становится народом и остается таковым? Когда оформляется и сохраняется его национальная идентичность. Белорусам в данном ключе ничего не угрожает, никто в Кремле «топор над их головами» заносить не собирается. Дух единства славянских народов, как ни крути, работает. И почему в рамках Евросоюза интеграционные процессы нужно принимать как само собой разумеющееся, а применить к белорусско-российским отношениям нельзя? 

Судите сами. В составе России столетиями находятся ингуши, татары, башкиры и прочие народы и народности, выделив и утвердив себя социально-политически и культурно, но не отделяющие свое прошлое, настоящее и будущее от нее. Все имеют равные права, никто не ущемлен. Да, были в 1990-е годы трагические ошибки во внутренней политике, включая национальную, приведшие к кризису в Чечне. Но эти ошибки в начале 2000-х новое руководство страны начало последовательно исправлять. Кто возьмет на себя смелость утверждать, что нынешняя Чечня хотела бы порвать с Россией? Думаю, таких не найдется. 

Возможно, меня упрекнут в однобокости видения происходящих процессов, построении «радужной картины». Но факты говорят за себя. Даже если забыть приведенные выше аргументы, то остается один универсальный: взаимная экономическая и геополитическая выгода. Она неизбежна, от нее никуда не деться. Залог полноценного существования и развития любой страны в современном мире кроется, прежде всего, в экономике. Наша была и остается ориентированной на Россию. Да, есть и другие векторы сотрудничества, но они с вектором российским не конкуренты. Без наращивания участия Беларуси в российской экономике мы полноценно функционировать не сможем. Время показало, что курс, взятый более 20 лет назад на построение Союзного государства, верный. Все катаклизмы мировой политики, экономики, социальной и духовной сферы – убедительное тому доказательство. Да и принцип «хочешь быть сильнее – объединяйся» никто не отменял. Значит, интеграции быть.


ФОТО: БелТА 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Павел Игнатьев