Под Рогачевом прошла военно-историческая реконструкция в память о жителях сожженной в годы войны деревни

Сотни трагических историй из жизни каждого региона страны легли в основу большого уголовного дела о геноциде белорусского народа

Под Рогачевом прошла военно-историческая реконструкция в память о жителях сожженной в годы войны деревни

Трагедия деревни Возрождение. Эпизод из жизни сожженного фашистами населенного пункта в мельчайших подробностях воспроизвели в Рогачеве. Реконструкцию приурочили к годовщине освобождения города – 24 февраля. Площадкой для военно-исторического действа стала парковая зона возле реки Днепр – за зрелищной реконструкцией наблюдали более двух тысяч зрителей. Осень 1943-го. Гомельская область. Деревня Возрождение, которой суждено погибнуть. Буквально через пару часов ее сожгут дотла. Судьба местных жителей тоже уже предрешена. Немецкие оккупанты не жалеют ни женщин, ни детей. 

Остальных грузят в машину. Впереди – дорога туда, откуда не возвращаются. Ближайший концлагерь – в ожидании новой группы подопытных. Но на этот раз зловещим планам сбыться не суждено. Путь колонне героически преграждают партизаны. Они атакуют врага и помогают людям выбраться.

Деревню позже все равно уничтожат – сгорит 25 дворов, – и она больше никогда не возродится. Но, благодаря партизанам, многие в тот день спасутся, доживут до Дня Победы и расскажут историю своего населенного пункта детям и внукам. 

В боях за Возрождение и окрестности погибли 69 воинов, которые упокоены в братской могиле. Память о деревне увековечена в мемориальном комплексе «Хатынь». Реконструкция с участием военно-исторических клубов со всей Беларуси – это еще одно напоминание сегодняшнему поколению о людском горе и ценности мира.

Владимир Колот, руководитель военно-исторического клубного объединения «Честь мундира»: «Самое важное, что у нас получилось, зимой ретротехнику – это целый подвиг – завести, чтобы она вся проехала, потому что мы практически час боролись со снегом, видите, метель. Но у нас все получилось, немцы приехали, деревня только не сожглась. Ну, значит, наверное, и не надо уже больше пожаров у нас, никаких огней, пусть это все останется в памяти».

В период с 41-го по 44-й оккупанты сожгли более 9 тысяч белорусских сел. Половину из них – вместе с жителями. И это лишь часть преступлений – то, о чем официально известно. Прокуроры и историки продолжают искать и устанавливать ранее не учтенные уничтоженные деревни. Только в Гомельской области из небытия вернулись имена 100 населенных пунктов, которые не значились ни в одном справочнике.

Константин Мищенко, историк, заместитель директора Гомельского областного музея военной славы: «В одной деревне на Полесье мама выбросила дочку в окно, потому что двери закрыли, дом подожгли, и она табуреткой выбила окно и девочку выбросила, а сама сгорела на подоконнике – не смогла выбраться, задохнулась. Поэтому страшные вещи люди рассказывают, это живые свидетели той поры, поэтому эта информация сегодня используется как часть собранных доказательств, доказательная база».

Сотни трагических историй из жизни каждого региона страны легли в основу большого уголовного дела о геноциде белорусского народа. Его расследование продолжается. Результатом станет обращение в международные институты – чтобы привлечь к ответственности виновных. Как удалось установить, многие из фашистских карателей сейчас, в преклонном возрасте, проживают в 19 странах мира. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь