53 страны на карте путешествий, и про каждую визу – история или спортивного турнира, или яркого отдыха после медалей.
Мелитина Станюта свою карьеру в художественной гимнастике закончила, но триумф на планетарных форумах позволил грации продолжить выступать уже в качестве тренера или, как в Японии, даже сенсея мяча и обруча.
Станюта при этом – эксперт по Азербайджану: во-первых, на Европейских играх в Баку завоевала сразу четыре награды. Во-вторых, с этим городом Мелитина познакомилась задолго до его преображения.
И, продолжая разговор о причинах того, как менялся Баку, логично, мужчина и женщина говорят чуть о разном. Станюта – сразу вспоминает «Евровидение», которое Азербайджан принимал в 2012, а репортёру всё же ближе футбол.
Лучший бомбардир в истории сборной Испании по футболу рекламирует не автомобили и не сок, а целую страну. И в 2013 все поисковые системы мира разрывались запросом: «Где находится Азербайджан?», когда «матрасники» вышли в финал главного клубного турнира планеты.
Если бы не Серхио Рамос, «Атлетико» выиграл бы и запомнился как чемпион. А так – в памяти от игры этой команды остался лишь Азербайджан. Официальный Баку эту коллаборацию задумывал, чтобы привлечь туристов. Это если официально. Но контакты в спорте – это всегда большая политика.
Ильхам Алиев, президент Азербайджана: «В нашей стране реализуется большое число проектов в строительстве, инфраструктуре, энергетике, но, к сожалению, участие в этих проектах испанских компаний недостаточно, и в этом смысле ваши связи, доведённая вами информация об Азербайджане может придать импульс приходу большего числа испанских компаний в нашу страну».
И ведь Азербайджан и до этой мадридской истории был отличной страной с толковыми проектами, но об этом просто никто не знал. И футбол – возможность для целой страны обратить на себя внимание. Дальше в истории Баку были Первые Европейские игры и финал футбольной Лиги Европы. Да, может, болельщиков было не так много, но кроме тех, кто покупает билеты, есть и те, кто между спортивных объектов разглядел перспективность всего Азербайджана. Любой международный турнир для страны-хозяйки – возможность что-то сказать всему миру, и это уже редко касается сугубо спорта. США Олимпиады проводили, чтобы быстрее обрести статус сверхдержавы; Британия просила Игры в Лондоне, чтобы консолидировать людей перед «Брекситом», Япония… там просто очень любят спорт.
Рио или Афины имеют схожие проблемы (заплатили дорого, отдача нулевая, отсюда – проблемы в экономике) – это скорее исключения: за право принять планетарные турниры ожесточённо борются те, кому хочется сделать свою страну ещё лучше. Яркий восточный пример: Россия на пике напряжённых отношений практически со всеми получила Сочи и футбольный Мундиаль – и миллионы публикаций в Интернете о том, что Россия, оказывается, не такая уж и плохая, меняет отношение и восприятие Запада – не политиков, но многочисленных болельщиков из Европы, Азии, обеих Америк.
Можно со скепсисом относиться к тому, сколько Россия потратила денег на организацию этих турниров, но то, что Сочи и города-хозяева футбольного Чемпионата мира преобразились – это факт. И людям в них стало жить комфортнее, это тоже факт. Плюс победа в гонке организаторов – это гарантированное право быть услышанным.
Владимир Путин, президент России: «Мне очень приятно сейчас напомнить о том, что сегодня в Сирии принято решение о перемирии, о приостановке боевых действий на трое суток и открыты гуманитарные коридоры для того, чтобы вынести раненых, дать возможность выйти гражданским лицам, детям и женщинам из зоны боевых действий».
Другое дело, конечно, что хочется сказать. Россия говорит о себе-миротворце – сравните с тем, чего просит от мирового сообщества Президент Беларуси во время церемонии открытия Вторых Европейских игр в Минске.
В чём мысль? Оценивать проведение у себя спортивных турниров с точки зрения «вот столько потратили, а вот столько заработали» – это глупо. Хотя, конечно, желание, чтобы каждый рубль сработал для самих белорусов, похвально. Но и здесь разумнее выдержать паузу и оценить эффект позже. Вспомним Чемпионат мира по хоккею в Минске: да, готовились серьёзнее, и по финансам, чем к Европейским играм. Да, чемпионат в Олимпийский год не самый престижный. Но именно этот турнир изменил белорусскую столицу, сделав её действительно европейской.
Вывод следующий: эффект от того, что Беларусь выиграла право провести Вторые Европейские игры, можно и нужно делить на составляющие. Мировой политический диалог прямо сейчас – это раз, обсуждение инвестиционных проектов, выгодных нам в перспективе, с лидерами, например, Сербии или Чечни – это два. Три – это пиар Беларуси как спортивной страны. И четыре – столица изменилась благодаря спортивным форумам. Да, мы готовили это для гостей, спорить не будем. Но осталось это нам.
И пятая причина – где-то в другой стране другая спортсменка в интервью другому репортёру, возможно, рассказывает, как она прилетала в Минск в условном 2006, и как изменился город сегодня, как у него появилась своя независимая идентичность. Приятно ведь было бы такое слышать, белорусы?
Подписывайтесь на нас в Telegram