Вопросы, которые волнуют, без преувеличения, всех. От школьников и студентов до их родителей. Во Дворце Независимости Президент собрал большое совещание по сфере образования. Срез широкий – от чиновников и министров до учителей. При этом вектор был задан Александром Лукашенко – никаких радикальных изменений, потому что от них, как показывают любые опросы, все устали.
Но доформировать систему можно и нужно, потому что проблемы есть – и в качестве учебников, и в школьном питании, и в порядке поступления в вузы, и в дальнейшем трудоустройстве. Глава государства призвал к откровенной дискуссии – и она получилась.
Фактически говорили о том, что система должна работать на реальные потребности экономики. Ведь задача учреждений образования – не просто выпустить в свободное плавание хороших специалистов, а подготовить кадры для конкретных предприятий именно госсектора. В конце концов, даже платное образование у нас – полуплатное.
Для начала: ученики, их родители, будущие абитуриенты и уже студенты, без паники! Никаких кардинальных изменений в образовании после сегодняшнего совещания нет – это сразу обозначил Президент, затем как раз стабильности просили и педагоги. Но проблемы не радикального характера все же есть, и их надо решать.
Об этом разговоре договаривались еще летом, когда доклад министра Александр Лукашенко не принял – слишком хорошо все на бумаге, а в жизни прозаичнее: были и неготовые к приему детей школы, и вопросы по питанию, и пятое с десятым. А это ведь дети – главное в жизни страны. И вот сегодня Президент призвал искать баланс, чтобы не было, как в Минске: современные школы-дворцы в микрорайонах переполнены, а уважаемые, но исторические здания школ в центре столицы еле загружены. А как искать? На примере учебников, которые пишут заслуженные специалисты, но которые критикуют потом дети и родители.
И это ведь касается не только учебников или пособий (разницу в этих определениях позже тоже обсудили). Учебники – лишь пример, на котором хорошо видно, что слишком частые перемены – это не очень хорошо.
Еще Глава государства призвал обсудить правила аттестации выпускников и поступление в вузы, раз уж методология этого года, если закрыть глаза на болезненную тему пересчета баллов централизованного экзамена, показала себя хорошо. А еще Александр Лукашенко как Президент особо подчеркнул – абитуриенты и выпускники должны быть востребованы на Родине, что можно и нужно считать вектором. А дети у нас замечательные, и речь не только о медалистах и олимпиадниках.
Первый докладчик – министр образования. Начал Андрей Иванец с проблем, которые были в 153 школах по стране. Но в целом все решено – пожарная безопасность обеспечена там, где надо, дежурит МВД, школьных автобусов вроде хватает, но будут еще, и даже медиков был недобор в почти полтысячи человек, решили совместительством. Хотя очевидно, что есть проблема с процедурой сертификации школ, раз уж после нагоняя от Президента ее не прошли многие из тех, кому бумажку формально выдали. А еще – кадры. Пусть речь зашла и о кадрах не стратегических.
Или вот учебники – они же не новые, говорит министр, а доработанные. Другое дело, что после доработок результат порой нельзя назвать идеальным.
Что касается высшего образования, то и одаренные дети, говорит министр, не потеряны, и форма целевого набора набирает популярность, и выпускники профильных классов могли бы получить льготы при поступлении. Но менять что-то радикально ведомство не предлагает: то же ЦТ, которое критиковалось за обезличенность, стало инновационнее и креативнее, а сочинения пишут в школах постоянно. Итого в целом – все с большего хорошо, что плохо для дискуссии.
Саркастичного «лес рук…» от в прошлом педагога не прозвучало, хотя могло бы. Тогда обострять разговор начал Президент.
Вообще тратить деньги без эффекта – всегда плохо, но сегодня – критично. Для примера Президент взял питание в школах, когда из столовой порой делают прямо рестораны с новомодным оборудованием на кухнях, которого в большинстве семей и дома-то нет. А дети так-то в школу ходят учиться, а не поесть – может, на ином сэкономили бы, повысив зарплаты учителям? И тут же Александр Лукашенко встал на защиту инспекторов и контролеров, которых, чего уж, не сильно любят в объектах проверки. Да, они порой могут цепляться к мелочам – но, слава Богу, что они есть.
А почему нужны контролеры? И вот эти слова Президента важны в любой сфере.
И те самые контролеры в лице главы КГК говорят – до сих пор в образовании проблемы есть, и их что-то больше, чем в отчетах: сертификаты школам порой подписывая без выезда в школу, а если и делается что-то, то героико-аврально и в последний момент, а по крышам, окнам и стадионам недостатки устранили там, где были проверки, а новые проверки выявили новые недостатки. Есть где-то вопросы и по питанию, и по оборудованию. Но даже Госконтроль говорит: главное – без резких сломов.
И после слов Герасимова о том, что планы порой берутся из воздуха, лишь бы был план – слово взял генеральный прокурор. Не повторяясь с коллегой-контролером, Андрей Швед обратил внимание на то, что школы – не поле для постоянных экспериментов, и коренных изменений требует не система образования, а организация процесса обучения, что очень разное. Вместо этого же порой системные проблемы решаются изящно.
С другой стороны, вспоминает свой опыт Президент, для хорошего учителя учебник или пособие – лишь помощник, а главный инструмент – знания. Ведь именно педагоги со знаниями истории предложили сделать государственным праздником 17 сентября. А история не может быть избирательной.
Обычный директор обычной, но хорошей минской школы с этим, конечно, согласилась, как и с посылом Президента, – учебник порой пугает ученика, а не притягивает. В целом, докладывает Ирина Родик, все хорошо, но Александра Лукашенко интересуют проблемы.
Уже вроде как обеспечены, говорят в отделах образования, справедливые тесты для выпускников – такие, где нужно давать предметный ответ, без возможности угадать верный вариант. А вот дальше… Ректор университета из Бреста в своем докладе защищает регионы: мол, бонусы и преференции типа поступления без экзаменов должны быть равномерными, чтобы не все лучшие олимпиадники, например, уехали в Минск – пусть бы шли без экзаменов в вузы родного города. Что касается системы – есть предложение на далекую перспективу.
При этом у всех есть видение развития системы, но, что интересно, свое видение не навязывает тот, у кого есть конституционное право принимать любое решение.
И пока брестский ректор все еще был за трибуной, вопрос ему прилетел от премьер-министра. Сводится вопрос к следующему: школа подготовила достойного абитуриента, их замечательно выучили в вузах – а что дальше?
Тема эта нашла и продолжение, сразу после реплики ректора Академии управления о том, что собеседование в пристежку к тестированию – тоже хорошая форма для того, чтобы увидеть талант молодого человека. Но, может, такой план набора талантов нам уже и не нужен?
Но, опять же, это все – вопросы на далекую перспективу. Ибо, подводя итоги разговора, Президент еще раз подчеркнул: давайте завязывать с шараханиями.
И, кажется, не перегруженными должны быть и педагоги, которые традиционно помогут провести электоральные кампании. А поддавливать психологически на всех будут – и уже начали. На прошлой неделе, взяв за образец художественно-комедийный фантастический фильм двухгодичной давности про якобы дворец Путина, похожий – не сняли, а нарисовали и для нас.
Но главное все же – это работа непосредственно в образовании. Где нам не нужны революции, но как обычно – требуется постоянная эволюция.
И еще долго во Дворце Независимости шли бурные дискуссии группами. А для результата – это важно.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram