Первый музей белорусских расписных ковров появится в Заславле

​20 лет назад историко-культурный заповедник «Заславль» официально стал ещё и музеем. Сегодня открыты четыре экспозиции. Уже работают над пятой. Самую большую в Беларуси коллекцию расписных ковров разместят в старом «Эрмитаже».

20 лет назад историко-культурный заповедник «Заславль» официально стал ещё и музеем. Сегодня открыты четыре экспозиции. Уже работают над пятой. Самую большую в Беларуси коллекцию расписных ковров разместят в старом «Эрмитаже».

На льняном полотне – пейзаж-фантазия мастера Константина Васильева, ныне забытого. Этот полуковёр (то есть среднего размера), а также его расписного ровесника (в углу – 1931-й) обнаружили на чердаке в окрестностях Червеня. «Заславлю» выкупить «маляванкі» помог один отечественный банк. Сегодня раритеты реставрированы.

Александр Рак, главный хранитель фондов музея-заповедника «Заславль»: «У пачатку 2017 года набылі яшчэ адзін дыван на Гомельшчыне. Быў выпадкова знойдзены ў пакінутай хаце. Сюжэт своеасаблівы: на фоне возера сядзіць жанчына ў крэсле. Таксама выпадкова на Вілейшчыне ўбачылі ў Інтэрнэце. Звярнуліся да ўладальнікаў, здолелі пераканаць, што гэтаму дыванку месца ў музеі».

С конца 80-х собрано свыше 250 народных «маляванак» – аналогов в мире нет, уточняли. Особая гордость «Заславля», без преувеличения, «шедевры» кисти Язепа Дроздовича, а также мастерицы со Случчины Алены Киш. Сейчас артефакты 30-50-х годов XX века хранят в специальных тубах. Опять же – не без спонсоров.

Место «маляванак» в городе обозначено даже на туристической карте. Однако посторонних за столетний фасад не пустят. Да и здесь не фонды, а администрация музея-заповедника. Само ремесло сегодня можно наблюдать только в семи деревнях витебского Поозёрья. Оно – в национальном Списке нематериального культурного наследия.

Под первый в Беларуси музей «маляванкі» определён пока заброшённый павильон бывшей усадьбы графов Пшездецких. Здание конца XVIII века в Верхнем парке возвёл итальянский зодчий Карло Спампани.

Инесса Соболевская, научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»: «Гэты флігель, хутчэй за ўсё, выкарыстоўваўся як Эрмітаж, як месца галерэйнае, дзе праводзілі нейкія імпрэзы, дзе выстаўлялі карціны. Дзякуючы, у тым ліку і намаганням гардскіх уладаў, ужо завершана праектная дакументацыя».

Завершить реконструкцию и открыть экспозицию намерены до конца года. А он уж 15 лет изо дня в день возаращает цвета «маляванакам». Только ликвидировал на холсте следы пожара. Вообще о таких, как Викентий Пузанкевич, говорят: «золотые руки», на всю Беларусь – единицы. Этой весной уникальные ковры «Заславля» покажут в Лиде, а там ещё немного… и Париж!

Подписывайтесь на нас в Telegram