Уникальные иконы из собраний музеев России, Сербии, Украины и Беларуси покажут на вернисаже в Минске

12 икон совершают своеобразное паломничество в полторы тысячи километров – от Национального музея Белграда до Национального художественного в Минске. Под его сводами готовится грандиозная выставка к 1025-летию Крещения Руси. Телеканал ОНТ – генеральный ин

12 икон совершают своеобразное паломничество в полторы тысячи километров – от Национального музея Белграда до Национального художественного в Минске. Под его сводами готовится грандиозная выставка к 1025-летию Крещения Руси. Телеканал ОНТ – генеральный информационный партнёр международного проекта.

На экспозиции такого не ждите. Лишь сегодня реставратор склоняет колени. Но не молитвы ради. Нужно укрепить левкас  грунт на рыбьем жире. Икона  ровесница Ивана Грозного. К слову, XVI век в этом «Православном мире» далеко не крайний. В трёх залах лики веры XIV, XV… и так вплоть до XX столетия.

Елена Карпенко, куратор выставки «Православный мир»: «Для наших иконописцев самым любимым деревом была липа. Холст вообще появился достаточно поздно, в конце XIV столетия в Западной Европе».

То есть на рубеже двух культур – «учения всеобщего» (католицизма с латыни) и «учения правильного» (православия с языка греческого). Вклад Византии в искусство Древней Руси заметен в муромской «Одигитрии». Икона, чей возраст около 600 лет, сегодня  святыня коллекции Третьяковки. От галереи на выставку – 12 образов.

Наталия Шередега, заведующая отделом Государственной Третьяковской галереи: «В похвалу Преподобному Сергию, в память о нём была написана Андреем Рублёвым знаменитая прославленная икона «Троица», находящаяся в собрании нашего музея. Эта икона, по сути дела, является первым повторением. Что очень важно для нас, здесь сохранилась небольшая деталь, которая утрачена в рублёвской иконе  изображение хлебца».

Этот список начала XVI века. Получается, на 100 лет младше шедевра Рублёва. Кстати, канонизированного мастера. Вообще иконопись, как правило, искусство анонимное. Но в той же Украине (всемирно известная Киево-Печерская лавра  участник выставки) автор всё-таки ставил своё имя. У ног Спасителя.

«Там чудеса!..»  сказала сегодня у стен музея одна прохожая. Действительно, «Православный мир» ещё до официального открытия стал главным вернисажем, наверное, не только сентября. Очереди будут  в этом кураторы уверены, исходя из личного опыта.

Пять лет назад выставку «Православная икона» увидели в трёх столицах восточных славян: Москве, Киеве… Сейчас только Минск. Слишком дорого. О сумме страховки шепнули: с шестью нолями и в евро. Около 100 экспонатов от русского Севера до юга Балкан. Бронированный трейлер из Белграда только-только прибывает в столицу.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Канешне, важна паказаць “малітву ў фарбах”, іканапісныя школы розных краін. Хоць і адна вера  праваслаўная. Робім і спецыяльную экспазіцыю, прысвечаную Ўладыке, мітрапаліту Філарэту. 10 кастрычніка ў яго 35 год архіпастырскага служэння на Беларусі. Мы ўзялі асабістыя рэчы Ўладыкі».

Есть на выставке и частная собственность. Это собрание московского Музея русской иконы. Он впервые участвует в таком международном проекте. Лицом «Православного мира» вплоть до декабря станет жемчужина искусства  белорусский «Спас» эпохи барокко.

Подписывайтесь на нас в Telegram