Откровенный разговор: о чем украинские репортёры спрашивали Лукашенко

«Президент Беларуси на неделе встретился с представителями крупнейших СМИ Украины» – так протокольно называлась эта встреча. Но было бы большой ошибкой считать, что в четверг Александр Лукашенко общался исключительно главными редакторами и ведущими обозревателями. Это был диалог с тремя народами: Беларуси, России и Украины. Миллионы людей в нашем регионе хотели бы знать личную позицию Лукашенко по сотне вопросов. Какие-то из вопросов во Дворце Независимости так и не прозвучали, ответы на другие в эфир разных СМИ не попали – потому что противоречили общей позиции конкретных телеканалов и газет. Конфликт Москвы и Киева и попытки Минска этот конфликт решить тянутся уже так долго, что объяснение «почему?» найти всё сложнее.

Информационное сопровождение ситуации на Донбассе и «чей Крым?» сегодня настолько разное, что любой ответ даже Президента суверенной страны можно подать так, как будет выгодно части общества. Забегая вперёд, Александр Лукашенко заявил, что «Россия, конечно, Крым не вернёт» – и сегодня в СМИ есть десятки вариаций, как это подавалось. Самое простое – пояснения белорусского лидера отсекаются, и Лукашенко оказывается вроде как на стороне России. А ведь говорил Президент совершенно в другом ключе. Телеверсия пресс-конференции или, ещё лучше, стенограмма на сайте Главы государства – вот надёжные источники. Мы же расскажем тезисно о главном, но с пояснениями. Например, вопрос о причинах укрепляющейся дружбы Минска и Вашингтона. Беларусь и США украинские СМИ волнуют в меньшей степени. А вопрос в том, будет ли в регионе ещё одна страна, которая вольётся в недружественный Кремлю альянс? Но Лукашенко поясняет: дружить против кого-то в Минске не собираются. 

И по следующим вопросам, и по молчаливой реакции на ответы было заметно, что присутствующие гости (не все, но всё же) и дальше будут нацелены на то, чтобы обострить ход пресс-конференции. И здесь уже на первый план вышла харизма Александра Лукашенко. Где-то Глава государства в различных формулировках предлагал успокоиться и подумать, там, где было нужно – уже сам отвечал более эмоционально. В какой-то момент показалось, что и вопросы журналисты готовы не задавать – а просто слушать. 

Здесь бы всем украинцам, которые смотрели пресс-конференцию, или читали её обзоры, отбросить негатив от того, что с Кремлём кто-то дружен, и вспомнить, как дружны раньше были Москва и Киев. И если два соседа ссорятся, то вина (об этом подробно высказался Лукашенко) всегда лежит на обоих. Опять же, почему-то сейчас принято считать, что недопонимание между Россией и Украиной началось с Крыма, но, вообще-то, это был апогей, а накаляться ситуация началась гораздо раньше по совершенно другим, не военизированным причинам. Объяснения, почему Крым российский, есть. Но не все готовы эти объяснения выслушать. 

Или вот Россия. Конечно, когда речь заходит об опасениях из-за «чрезмерной интеграции Беларуси и России» и «потере Минском части суверенитета», многие действительно переживают за Минск. Но так же часто это используют скорее для того, чтобы в очередной раз упрекнуть Кремль в «имперскости». Но Беларусь здесь совершенно не причём, и, конечно, спасибо за искреннее волнение, но не стоит. 

Президент, кстати, вспомнил, как неожиданно для украинских журналистов в Киеве ответил на вопрос «Чей Крым?», когда тема эта только начала набирать обороты – «де-факто российский». На такую правду наверняка какая-то часть украинцев немного обиделась. Но опять же – у Москвы и Киева могут быть разные отношения, но от нас не требуют дружить против Украины. 

И вот когда Александр Лукашенко, Президент суверенной страны, публично говорит о версии того, что Путин и Трамп могут разменять Украину и Венесуэлу – это должно быть как минимум неприятно Киеву. Ведь подобных слухов о Беларуси, при всей нашей зависимости от российских энергоресурсов, о нас так не говорят даже в фантазиях. Дружил Киев с Евросоюзом – куда эта дружба пропала? Сейчас это место занимает США – если бы Вашингтон начал давить на Каракас, Киев ведь поддержал бы эту позицию как новый друг Америки? Только вот наши отношения с Россией закреплены историей. Но даже при такой дружбе мы сами выбираем, когда поддерживать Москву, а когда – нет. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Крым вы потеряли сами.Ошибок была и с вашей стороны куча. Вы просто подставились по некоторым вопросам, если хотите знать. Присоединили и обращаются к нам: «Мы с вами союзники, в Союзном государстве, у нас единая группировка и прочее. Мы вам то, это, кредиты, экономика. Вы нас поддержите». По-человечески говоря, исходя из той логики, о которой я вам сказал по Венесуэле, США, мы должны были поддержать и в Абхазии, и в Крыму, но мы-то этого не сделали. У вас не будет оснований не то что меня и белорусов в чем-то упрекать. Вы ценить нас должны за это. И то мы стараемся как-то разрулить эту ситуацию, понимая, что это в нашем доме беда». 

Как эта беда будет решаться? Этот вопрос теперь, с новым президентом Украины, получил новую огранку. Уже не единожды официальный Киев заявлял о желании что-то решать. Но желаний уже мало, слишком много времени прошло. Нужны только действия. Готов ли к ним украинский лидер?

Александр Лукашенко и Владимир Зеленский встретятся уже на следующей неделе. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Новости Минска