Европарламент в четверг принял резолюцию с требованием «независимого международного расследования убийства политика Бориса Немцова». Мол, все необходимые инструменты в распоряжении ОБСЕ, Совета Европы и ООН имеются.
Основные версии

Европарламент в четверг принял резолюцию с требованием «независимого международного расследования убийства политика Бориса Немцова». Мол, все необходимые инструменты в распоряжении ОБСЕ, Совета Европы и ООН имеются.

Реакция Следственного комитета России последовала в социальной сети Twitter. Официальный представитель СКР Владимир Маркин на своей странице тут же написал: «Чувствую, что следующим предложением Европарламента будет международное управление Вооружёнными Силами РФ. Фантазёры».

Борис Немцов был убит в ночь на 28 февраля в центре Москвы. По данному факту задержаны пять человек. Но различные фантазии на тему расследования на уходящей неделе действительно расцвели весьма пышно. На прошлой неделе, особенно в субботу и воскресенье, новости о ходе расследования появлялись каждый час. Причём события развивались настолько стремительно, что многих удивляет строгое дозирование, если не сказать – отсутствие, официальных новостей в эти дни.

Действительно, скорость, с которой в конце прошлой недели поступала информация о действиях оперативной группы, расследующей убийство Бориса Немцова, сменилась практически полным информационным штилем по этой теме в последние семь дней. Следственный комитет, основываясь на показаниях задержанных (здесь речь идёт в первую очередь о Зауре Дадаеве, которого считают исполнителем преступления), ещё в понедельник назвал один возможный мотив преступников – а именно это была личная неприязнь, то есть месть Немцову за поддержку карикатуристов французского журнала «Шарли Эбдо» за его высказывания в отношении ислама.

Надо сказать, что у многих эта версия вызывает если не сомнения, то вопросы. Поскольку официальные представители СК замолчали, то слухи начинают рождать другие слухи, а догадки выдаваться за возможные версии.

Мы (журналисты ОНТ – прим. ред.) попробовали всё это как-то компилировать и обратить внимание на моменты, которые нам показались интересными и важными. Начали, конечно, с «портретов» подозреваемых в этом громком преступлении.

«Кавказский след» в убийстве Бориса Немцова пока во всём: в паспортах, прописках подозреваемых, в их вероисповедании. Семьи пятерых задержанных – выходцы из советской Чечено-Ингушской республики. В соответствии с традицией новой России, все, кроме Заура Дадаева, уже несколько лет покоряют Москву. К слову, на традиционных для чеченцев должностях – водителей и охранников. Как и все чеченцы, говорят родственники, по возможности, они навещали родителей, помогали деньгами. Поэтому появление в домах следователей ФСБ стало полной неожиданностью.

Луиза Магомадова, родственница Анзора и Шадида Губашевых: «Проводился обыск, полностью всё перевернули, не объясняли ничего, потом стали спрашивать про мальчиков».

Они не дети, а «организованная преступная группа», – в понедельник заявил Следственный комитет. Группа, которая расправилась с политиком Немцовым из-за его поддержки карикатуристов из французского журнала «Шарли Эбдо». В прямом смысле оскорбились смертельно, считают оперативники. Но «исламский мотив» ставят под сомнение даже в Центральном духовном управлении мусульман России. Дескать. Заур Дадаев и Анзор Губашев, которых считают не только исполнителями, но и организаторами убийства Немцова, не были фанатиками. Их родители говорят, что они не могли убить даже курицу, а в Совете муфтиев не видели никого из задержанных в качестве, например, московских делегатов на митинге против оскорбления ислама, который прошёл в Грозном в январе. Радикальные мусульмане пропустили бы его вряд ли.

Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России: «У нас сейчас стало традицией за любое преступление, в первую очередь, рассматривать исламский след. Тут никакого исламского следа быть не может… Немцов не был настолько оппонентом мусульман, чтобы его за это могли приговорить к убийству. И то, что сегодня предъявляют тех или иных людей обществу в качестве обвиняемых, там очень много нестыковок, которые не вписываются с ту концепцию, которую предлагают обществу».

Нестыковок в официальной версии немало. Главные касаются бывшего сотрудника батальона «Север» МВД Чечни Заура Дадаева. На досудебном следствии он признался, что убил Немцова, а через три дня от показаний отказался, заявив, что его пытали. У одного из задержанных оказалось подтверждённое алиби. Но следствие утверждает: задержали именно тех, кто виновен. Есть надёжные свидетели. В прессе появилась информация о показаниях так называемых «топтунов». Так называют сотрудников ФСБ, которые могли следить за Немцовым накануне оппозиционного марша.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации: «В задачи наружного наблюдения не входит защита объекта, тем более что, как правило, сотрудники не вооружены, зачем им рисковать жизнью, тем более нарушать инструкции ради сохранения жизни объекта. Возникает вопрос, почему киллерам дали уйти. Мало задержать исполнителей, нужно задержать организаторов и заказчиков, поэтому им дали определённый оперативный простор, чтобы снять телефонные переговоры, зафиксировать передвижение, а затем задержать всю группу».

А исполнители, как оказалось, особо не таились. Не прятали лиц, не сожгли машину. Эксперты говорят о странном непрофессионализме, которое не должно быть присуще сотрудникам элитных чеченских батальонов.

Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»: «Убийцы Немцова, по крайней мере некоторые из них, имели опыт службы в соответствующих силовых структурах. Другое дело, что они проявили непрофессионализм в связи с сокрытием улик, поскольку не были осведомлены в полном объёме о технических возможностях существующих систем наблюдения, которые были использованы для быстрого их изобличения и поимки».

А может, они ничего не боялись? Такая версия в России сейчас тоже обсуждается. В поддержку, например Дадаева, выступил глава Чечни Рамзан Кадыров, назвав его «настоящим патриотом России». О Немцове в последнее время часто говорили, что он враг, с его портретами выходили на улицы участники акции «Антимайдан». Ругали вместе с Ходорковским, Собчак, главредом «Эха Москвы» Венедиктовым. Вот, якобы, и мог от большой любви к Родине появиться негласный «расстрельный список». Убил врага – помог стране. Чтобы снять с себя подозрения, Кремлю в скором времени, вероятно, придётся открещиваться от таких «патриотов».

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации: «Кадыров формировал свои внутренние войска, если вы помните, исходя из принципа амнистии, то есть люди выходили из леса и в обмен на полное покаяние могли занимать определённые должности во внутренних органах Чечни. Это, безусловно, зона ответственности Кадырова, но обвинять его в том, что его люди сделали это, это, мягко говоря, умозрительно. Скорее всего, речь идёт о кадровых просчётах, и ответственности с Кадырова никто не снимает. Скорее всего, в ближайшее время будет проведена глобальная чистка внутренних войск республики».

Кстати, Заур Дадаев был уволен из батальона «Север» 28 февраля. На следующий день после убийства Бориса Немцова. Следствие это не комментирует. Вообще, надежды на доступность информации в этом деле крайне мало. Генерал Игорь Краснов, который руководит процессом, никогда не общается с прессой. Это запрещено делать и членам его следственной группы. И это не важно, когда есть результат. Краснов уже раскрыл несколько резонансных преступлений, в том числе и убийство известного в России адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Похоже, и в этот раз будут работать серьёзно, об этом говорит даже место содержания подозреваемых: следственный изолятор ФСБ Лефортово, а из него, утверждают местные сидельцы, за деньги не выкупают.

Подписывайтесь на нас в Telegram