Оса в шоколадке, парковка на мусорке для ребёнка с ДЦП, расчёты при приватизации: число обращений в госорганы растёт

​В Беларуси возросло количество обращений, которые пришли в госорганы в этом году. В одну только Администрацию Президента прислано почти 19 с половиной тысяч писем на самые разные темы. Однако, как выяснилось, большинство из жалоб пришли не по адресу и вполне могли быть решены в местных ЖЭСах и исполкомах.

В Беларуси возросло количество обращений, которые пришли в госорганы в этом году. В одну только Администрацию Президента прислано почти 19 с половиной тысяч писем на самые разные темы. Однако, как выяснилось, большинство из жалоб пришли не по адресу и вполне могли быть решены в местных ЖЭСах и исполкомах.

МОГИЛЁВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Набрать ведро воды – это так просто и так сложно. В 78 лет. Да ещё если на пути к «оазису» нужно наматывать лишние круги. Кажется, всего лишь одна сломанная колонка. Где-то в деревне под Могилёвом. Но для кого-то это становится испытанием длиной почти в полгода.

Нина Бараш, житель д. Голынец-2: «Мы звонили туда в ЖКХ пять месяцев. Нам обещали, что отремонтируем, потом сказали, что отремонтировали, поставили детали, однако воды не было».

Когда верить на слово женщина устала, позвонила на «Горячую линию» Госконтроля. И вода потекла. И если бы дело было только в том, что у районного жилкомхоза туго с деньгами, она бы, может, и подождала. Но полное игнорирование кто ж стерпит?

Олег Коробан, заместитель начальника управления Комитета госконтроля Могилёвской области: «Как показала проверка, многие обращения граждан, касавшиеся водоснабжения, оставались без ответа. В жилкомхозе они не регистрировались, не рассматривались и заявителям не давались ответы. В результате начальника канализационно-водного хозяйства комитет привлёк к административной ответственности».

Тут уж, как говорится, без комментариев. За неэффективную работу с обращениями предусмотрена ответственность. Это закон. Но забывают о его существовании чаще всего именно в жилищно-коммунальном хозяйстве. На него приходится половина всех жалоб. И практика показывает: когда на местах «руки не доходят», заявители массово пишут куда повыше. В органы Комитета госконтроля в этом году пришло больше 13 тысяч обращений.

Галина Еремцова, начальник отдела по работе с обращениями граждан Комитета госконтроля Беларуси: «Мы такие обращения берём на контроль и смотрим реакцию. И по результатам тех обращений, которые поступили в комитет, за 9 месяцев 292 должностных лица привлечены к различным видам ответственности, возбуждено 16 уголовных дел. Применены экономические санкции на 258 миллионов».

Но при этом контролёры призывают не забывать, что их основная задача – следить за расходованием государственных денег, а не за тем, как латают дыры на крышах.

Галина Еремцова, начальник отдела по работе с обращениями граждан Комитета госконтроля Беларуси: «Где-то процентов 25 тех писем, которые относятся к компетенции Комитета госконтроля».

Но от ворот поворот здесь давать не принято. Даже самые невероятные письма находят отклик. Свежий пример – это жалоба на осу, найденную в шоколадке белорусского производителя. Судя по письму, с «испорченным настроением» пожаловались сразу в Госконтроль. Туда же пришёл ответ с фабрики: мол, сами в шоке, а шоколадку готовы заменить.

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Случай, конечно, забавный, но иногда именно один неравнодушный человек – в поле воин. Анна Кузьминична, которой в следующем году стукнет 80, смогла отстоять интересы целого дома.

Были и «Горячие линии», и приёмы граждан, но последний раз в этом квартале Городка такое количество строителей видели лет 40 назад – когда дома только возводили. И вот время капитального ремонта настало. Да, его уже не завершить к 1 ноября, как обещали. Но в срок – до конца года – здесь свято верят. Тем более что бдительный контроль строителям обеспечен.

Анна Захарова, житель г. Городок: «Уже видно, что начали что-то делать, уже наши души оттаяли. Я не могу быть равнодушной я и за себя, и за людей, ну надо, чтобы на себя кто-то эту инициативу взял».

Капитальный ремонт, конечно, для многих капитальная проблема. Но, к примеру, о долгостроях белорусы практически не пишут. Массированная атака жалобами на строителей и застройщиков в прошлом году дала свои плоды.

В обращениях белорусов, понятное дело, есть свои тенденции. В последнее время на госорганы обрушился шквал писем по проблеме приватизации. Мол, в регионах и органах считают не одинаково – будто калькуляторы разные. Жалоб на это стало так много, что сейчас на подписи у Главы государства нормативно-правовой акт, который расставит все точки над «i» в слове «приватизация».

Пожалуй, поэтому больше всего пишут именно в Администрацию Президента. За девять месяцев этого года – почти 19,5 тысяч обращений. Это значит, что каждый день в среднем по 70 писем.

Сегодня для этих женщин наступила своеобразная очная ставка – с теми, с кем они так долго по разные стороны, но кто действительно может решить их наболевший вопрос. На рассмотрение обращений «из ряда вон» в Администрацию приглашают высших должностных лиц, чтобы разобраться здесь и сейчас. И зная это, люди пишут по всевозможным поводам. По принципу: чем выше инстанция – тем быстрее решится вопрос. Но в Беларуси есть закон и по нему обращения в первую очередь должны рассматриваться на местах – районах, ЖЭСах, исполкомах, а не на столе у Президента.

Станислав Буко, начальник главного управления по работе с обращениями граждан Администрации Президента Беларуси: « Конечно, если бы наши граждане соблюдали этот закон, к нам бы шло обращений значительно меньше. А так порядка 70% всех обращений, поступивших в Администрацию Президента, это обращения, которые относятся к компетенции местных органов власти. Мы рассматриваем их и даём поручение местным органам власти рассмотреть эти обращения».

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Местные власти признают, что завалены письмами, но справедливости ради просят учитывать: среди белорусов можно выделить отдельный класс – профессиональных жалобщиков.

Килограммы исписанной бумаги, сотни рабочих часов – типичный результат одной типичной жалобы в одном типичном райисполкоме. Здесь подсчитали, что каждое пятое обращение – по вопросу, который невозможно решить. И многих борцов за правду здесь уже узнают по почерку.

Людмила Маковская, заведующая сектором по работе с обращениями граждан Сенненского райисполкома: «Сменилось руководство райисполкома, и поэтому все наши штатные заявители, все наши граждане – все пошли на приём».

К таким людям можно относиться с юмором – мол, призыв «Пишите письма мелким почерком» приняли слишком буквально, но на переписку с ними у чиновников уходит время. С подобным сталкиваются и депутаты. Вчерашние избиратели сегодня становятся просителями, а депутат зачастую берёт на себя роль юриста.

Галина Филиппович, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Бывают случаи на стыке внесённых изменений и дополнений в законы. Ещё вчера вопрос решался так, а уже сегодня, когда человек вроде бы с аналогичной ситуацией обратился, ему уже нельзя помочь».

То есть при грамотном подходе разрешить проблему – или, по крайней мере, разобраться в ней – можно почти всегда. Если обращаться по адресу и если по ту сторону не окажется равнодушного чиновника. Ведь на любое письмо ответят. Вопрос только как.

Анастасия Маляревская: «Началось все с марта месяца. Написала заявление в ЖЭС о том, что нам необходимо парковочное место. Так как ребёнок инвалид опорно-двигательной системы».

Стёпе около трёх, но это уже маленькая взрослая жизнь. По два-три раза каждый день он выезжает к логопеду, дефектологу, реабилитологу… ДЦП к такому ритму обязывает. И маме, которая воспитывает Стёпу одна, просьба выделить место у подъезда показалась несложной.

Но разметка «для инвалидов» была. Просто спряталась она за мусорными контейнерами. Она все, конечно, понимает: и про чужую занятость, и про то, что чужое не болит… Но место на «мусорке» восприняла как личное оскорбление.

Анастасия Маляревская: «Уже даже руки опускались, потому что не хотелось ругаться… Потому что раз жалуешься, второй, третий… и просишь. Я написала письмо и убрали их попозже – через недельку».

И теперь после полугодовой переписки конфликт мать и сын предпочитают считать исчерпанным. Да, не рядом с подъездом. Да, на зелёной зоне. Но и за это говорят «спасибо». Ведь не зря, если что-то не устраивает, принято говорить – пишите письма.

Подписывайтесь на нас в Telegram