​2 сентября 1945 года в 4 утра по московскому времени был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Это событие стало завершением крупнейшей войны в истории человечества. И именно это – окончание Второй мировой и победу над Японией – отмечал Китай 3 сентября. Свой День Победы, своя память, свой парад.

2 сентября 1945 года в 4 утра по московскому времени был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Это событие стало завершением крупнейшей войны в истории человечества. И именно это – окончание Второй мировой и победу над Японией – отмечал Китай 3 сентября. Свой День Победы, своя память, свой парад.

Кто мог предположить даже не 70, а хотя бы 30 лет назад, что Китай станет мировым экономическим полюсом и что за доступ к энергии его развития будут сражаться все развитые державы? Население Беларуси – менее 10 миллионов человек. Средний по размеру китайский город. Валовой внутренний продукт Беларуси, то есть стоимость всех произведённых нами за год товаров и услуг, по методике расчётов данным МВФ, – 172 миллиарда долларов. ВВП же Китая – в 100 раз больше – 17,5 триллионов. Причём с июля все авторитетные источники поставили Китай уже на первое место в мире по этому показателю. Не США, не Евросоюз, а именно Китай.

Руководитель этого государства и Президент Беларуси за последние четыре месяца встречались уже трижды. Арифметика для мировой политики уникальная, и, скажем осторожно, обнадеживающая. Ведь результатом этих встреч стали совершенно конкретные планы совместного экономического развития двух стран – со сроками, задачами и ответственными за выполнение. Речь идёт о Директиве №5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». Президент подписал её 2 сентября, как раз накануне своего отъезда в Пекин. Далее о том, как Китай отмечал 70-летие Победы.

Белорусу с именем Анатолий практически нереально встретить в Пекине своего тёзку. Но, оказывается, такие экзотические для китайского уха имена здесь всё же встречаются.

Анатолий Ли, сын китайского партийного функционера, живёт очень скромно, но приглашает зайти. Крохотная комната 3x3 метра похожа на музей. На стенах – Гагарин и минский Большой театр. Под рукой – газеты времён Второй мировой войны, советские марки и главная в его жизни фотография Когда в 1930-х годах на Китай напала Япония, родителей Анатолия Ли перебросили в Советский Союз. Отец осваивал военную науку, а сына определили в интернациональный детский дом в Иваново. Там собирали детей антифашистов со всего мира. 90 стран!

Анатолий Ли, воспитанник интернационального детского дома: «В нашей интердомовской группе было 100 с лишним человек. Были старшие и младшие. Вот старшие – сын Мао Цзэдуна. Он просился на фронт, несколько раз писал Сталину, потом поступил в Военную академию, окончил Академию имени Фрунзе, был лейтенантом. И вот ему Сталин разрешил на фронт пойти… В интердоме были и белорусы, и украинцы».

Когда война закончилась, семья Ли вернулась в Китай. Воспитанник детдома, он привык к скромности, и у китайцев это, оказывается, норма. Здесь твердо убеждены: пусть мы не знаем излишеств и большого комфорта, зато наши дети будут жить в самой лучшей стране на этой планете. Не все поймут такую философию. Но именно она и вывела Поднебесную в лидеры мировой экономики. А ещё – искренний патриотизм.

Семь утра в Пекине и ещё три часа до начала военного парада. События, которое вполне претендует на звание события года. Многие, чтобы попасть сюда, приходили к пунктам пропуска, а всего их было восемь, ещё затемно.

Этот военный парад в Китае во многом был первым. Дебютным для Си Цзиньпина. Впервые с 1949 года его посвятили юбилею Победы, а не образованию страны. И впервые в ложе почётных гостей здесь были иностранцы. Нестандартный шаг в виде появления на публике Президента Беларуси с сыном сделал рекламу нашей стране. Как и выступление роты почётного караула. Видео по количеству просмотров ещё и сегодня бьёт рекорд за рекордом.

А когда по площади Тяньаньмень поехала техника с ракетами, многие узнали: Минский завод колёсных тягачей сотрудничает с Китаем уже почти 20 лет. Вот эти впервые представленные публике китайские установки иностранные военные называют не иначе как «убийцами», но что они без белорусских шасси.

Белорусско-китайские контакты не ограничиваются лишь военпромом. Во внешней политике официального Минска 2015 год, безусловно, станет «китайским». Открытие Индустриального парка «Великий камень» – краеугольного объекта в перезагрузке экономического проекта «Шёлковый путь». Его Китай хочет воссоздать, и в Беларуси здесь отводится роль опорного пункта. Заработало совместное сборочное производство легковых автомобилей под Борисовом, открыт Центр китайского языка.

В мае в Минск с государственным визитом приезжал Си Цзиньпин. Причём во время визита он вместе с Александром Лукашенко вручил ордена ветеранам Второй мировой, которые участвовали в боях с японскими войсками на северо-востоке Китая. На этой неделе в Минске также отмечали общую Победу. В Музее истории Великой Отечественной войны собрались представители Вооружённых Сил Беларуси, военные атташе Китая, России, Казахстана и ветераны. Значение исторических событий 70-летней давности трудно переоценить и сейчас.

Николай Скобелев, директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны: «Вы только представьте себе – другая страна, другой ландшафт, очень серьёзная Квантунская армия».

Михаил Жуковский, ветеран Второй мировой войны: «Мы пришли как освободители, нас встречали – поднимали большой палец вверх – мол, хорошо, что пришли».

На исходе лета Беларусь увеличила безвизовый срок пребывания граждан Китая. И вполне логично ждать ответных шагов. А уходящая неделя ознаменована не только военным парадом в Пекине, но и подписанием Директивы №5 «О развитии двусторонних отношений с Китаем».

Ещё никогда в новейшей истории Беларуси страна, которая от нас так далеко, не была так близко. И всё же Анатолий Ли, который никогда не был в Беларуси, верит, что когда-нибудь приедет в Минск и обязательно зайдёт на тихую улочку 3 Сентября. Её назвали как раз в честь Победы Китая над милитаристской Японией. А пока в свои 80 он всерьёз беспокоится, что итоги Второй мировой всё чаще начинают пересматривать.

Анатолий Ли, воспитанник интернационального детского дома: «Идёт искажение. И нам это не нравится. Мы-то всю правду знаем, как это было. И вся правда и история как была, так и должна остаться».

У нас и в самом деле много общего с Китаем. Гораздо больше, чем кажется. И в истории, и в экономике, и во внешней политике. И всё это зацементировано дружбой – между лидерами двух стран или обычными людьми.

Далее – несколько слов о «Директиве по сотрудничеству с Китаем». Она настолько конкретна, насколько может быть конкретен стратегический документ. Поэтому, кроме свидетельств о решительной взаимной поддержке во всём, что касается государственных интересов двух стран (что очень важно), там детально прописаны механизмы экономического сотрудничества.

Например, Совету Министров Беларуси до 1 января 2016 года необходимо организовать прямое взаимодействие с профильными структурами КНР. Предстоит упростить процедуры и нормативные требования, с тем чтобы улучшить условия взаимного доступа на рынки. Нужно сформировать комплексный план действий, чтобы к 2020 году достигнуть уровня экспортных поставок в КНР в сумме не менее 1,5 млрд долларов. Поручено организовать на территории КНР сборочные производства белорусской сельскохозяйственной техники и систему её предпродажного и послепродажного обслуживания. В 2016 году обеспечить выпуск этими производствами и продажу не менее 6 тысяч тракторов и 3 тысяч комбайнов с наращиванием сборки в последующие годы. Согласно Директиве, ежегодно на период до 2020 года каждая область Беларуси и Минск должны обеспечивать привлечение в рамках межрегионального сотрудничества не менее 100 млн долларов прямых китайских инвестиций

Сколько тому примеров в международных отношениях, когда на высшем уровне договорённости были достигнуты, а на этапе реализации все они вязли в бюрократии и непрофессионализме. Так вот сейчас важно, чтобы то усилие, которое инициировали белорусский и китайский лидеры, было передано на шестерни государственных механизмов. Чтобы эти шестерни вошли в зацепление и начали передавать крутящий момент. Тогда белорусско-китайская экономическая машина продолжит движение уже на новом уровне.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анатолий Занкович
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Китай