Не иначе как беспредел! Другими словами, то, что сейчас происходит на границе с Польшей, не назовешь. Уже неделю в единственном доступном для большегрузов пункте пропуска «Козловичи» – очередь в сотни фур, а к выходным – достигла тысячи.
Польские пограничники пропускать грузовики не спешат – в итоге на нашей территории вереница машин растянулась на 30 км. Время ожидания – неделя. Наравне с перевозчиками страдают и те, кто едет в Евросоюз по делам бизнеса или туризма. Усложнилась также ситуация на литовском направлении. Сторона высказала претензии полякам.
«Козловичи» – единственный доступный для грузовых автомобилей пункт на белорусско-польской границе. Суточная пропускная способность – около 2,4 тыс. грузовиков в обоих направлениях. Привычная схема работы сопредельной стороны – невыполнение договоренностей по пропуску – достигла небывалых масштабов. Водители в режиме ожидания неделю, четверо суток движения не было вообще. Дальнобойщики за много лет, конечно, привыкли к простоям, но эту ситуацию называют не иначе как коллапсом.
Поэтому есть и такие, кто пытается внаглую «вклиниться», – те, кто стоит уже несколько дней, внимательно следят за очередью и составляют списки машин. Колонна из фур почти достигла 30 км, хвост очереди – на трассе М1 в деревне Ракитница. Силы на исходе, как и нервы. Сколько еще стоять? Неизвестно. Приходится экономить даже топливо – кабины пару дней как не обогревают. Николай водит большегруз почти 20 лет, и такая поездка у него впервые.
«Наши принимают, значит, польская сторона мало берет автомобилей. Какие-то политические игры свои, а страдаем мы. Очереди большие – хорошо, что организовали воду».
Страдают не только перевозчики – в пункте пропуска «Брест» очереди легковых машин тоже бьют рекорды. Уже неделю сопредельная сторона пропускает треть потока от нормы. Стоят легковушки и автобусы. Здесь время ожидания – чуть больше суток, но для пассажирского транспорта это много.
Страдают из-за медленной работы сопредельной стороны и туристы. Этой группе предстоит проехать еще почти 800 км. В ожидании проезда в автобусе провели ночь и полдня. Александр Зинкевич везет туристов в Будапешт. Подсчитал: до точки назначения вовремя не доберутся. Да и люди устали. Придется организовывать незапланированную ночевку уже в Польше.
Александр Зинкевич, водитель: «Это еще не предел – тут еще два автобуса передо мной. И я еще не знаю, что там на границе будет и как там поляки работают. Не скажешь, что они там вообще не работают, работают, но, видимо, не справляются, тем более граница закрыта, я считаю, что весь поток сюда пошел».
Такая ситуация – уже неделю. Свыше трех сотен легковых автомобилей и десятки автобусов. Очередь добралась до областного центра: растянулась практически до Брестской крепости. Ситуацию взяли на контроль местные власти: на границе организовали подвоз воды, работают автолавки, установлены биотуалеты. Патрули ГАИ следят за ситуацией вдоль трассы.
Антон Бычковский, официальный представитель Государственного пограничного комитета Беларуси: «В настоящее время на белорусской стороне въезда в Польшу ожидает более тысячи грузовиков – это антирекорд с начала года. 2 основные причины проблем – закрыты пункты пропуска на границе с Беларусью и постоянное невыполнение польскими службами норм пропусков грузовиков. Сопредельная сторона за сутки пропускает в среднем до 50% транспорта. Негативная тенденция на польском направлении приводит к росту очередей и на других участках. Фактически польская сторона своими действиями создает напряженную обстановку по всей внешней границе Евросоюза с Беларусью».
Ситуацией возмущены не только перевозчики – пограничные службы Литвы сообщают об очередях в своих пунктах пропуска. Как заявляют соседи, в этом виновата польская сторона: а точнее, ее инициатива по закрытию большинства своих погранпереходов на границе с Беларусью. Из-за этого грузоперевозчики следуют в ЕС через другие страны. В основном нагрузка легла на литовское направление. Накануне очередь, например, в пункте пропуска «Мядининкай» почти достигла 9 км. Когда проблема решится и какими будут простои на границе в ближайшее время, прогнозировать никто не берется. Перевозчики и туркомпании стараются перестроить маршруты и исходят из того, что поездка через Беларусь – самый удобный и безопасный путь. Даже если приходится ждать часами, а то и сутками.
Подписывайтесь на нас в Telegram