С 22 января в Беларуси начали действовать новые правила купли-продажи подержанных машин. Для официальных продавцов и просто порядочных людей они практически ничего не меняют. Но охотникам за легкими деньгами придется нелегко – «серых» игроков вывести на чистую воду стало проще.
Показательна история Александра Таболича, который стал обманутым покупателем. Мужчина решил сменить машину – в старом «жигуленке» и места было не особо, и не везде мог пройти. Выбор пал на французский кроссовер. Александр собирал на машину шесть лет, и вдруг на сайте объявлений появляется именно то, что он хотел, и по очень соблазнительной цене. Звонок владельцу – тот сказал, что в отъезде, но автомобиль покажет брат. Встречу назначили в Минске.
Александр Таболич, обманутый покупатель: «Я приехал в воскресенье уже с обеда, на стояночке мы эту машину осмотрели, сел. Проехал, сравнил техпаспорт, VIN-номер, по техпаспорту машина уже была снята с учета, стояли транзитные номера, техпаспорт, как положено, обрезан, стоял штамп».
Никаких подозрений у мужчины не возникло. Ударили по рукам. Пришло время оформлять сделку, но в ГАИ ехать было поздно – продавец дотянул со своим «получится-не получится» до вечера. Выход все же нашли. Приехал «знакомый предприниматель» для оформления счета-справки. Александр согласился – поставил подпись, отдал деньги, и отправился на новом автомобиле домой в Лельчицы. По пути мужчина вспомнил про страховку.
Александр Таболич, обманутый покупатель: «Думаю, что-то не хватает. Звоню ему [продавцу], номер уже не отвечает. Ну, думаю, бог его знает, что там у человека. Домой приехал, неделю езжу. В выходные поехал ставить машину на учет, девушка принимала у меня документы. Взглянула так на них, посмотрела счет-справку эту. Все».
И сделка тут же перестала казаться выгодной. Счет-справка – старого образца, техпаспорт и «транзиты» – липовые, идентификационный номер перебит, а сам кроссовер числится в угоне. Машину забрали.
Благо, позже аферистов нашли и деньги вернули. Орудовали настоящие профи: машины угоняли в России, подделывали все, что можно подделать, и отправляли в Беларусь на продажу. Золотым ключиком была счет-справка.
По сути, счет-справка – это документ, который позволял купить или продать транспортное средство. Как договор, только лучше, если не вникать в нюансы. В ГАИ идти не надо – принесли паспорта, заполнили пару строчек, сделка состоялась. Осталось поставить на учет. Все работает именно так, но при условии, что перед вами честный продавец или покупатель. Ведь нажить проблем с этим чудо-бланком могли и те, и другие.
Артем Ковалев, начальник отдела Главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД Беларуси: «Реализация транспортного средства с использованием счета-справки вводила в договор между продавцом и покупателем третье лицо, а именно Индивидуального предпринимателя либо же представителя субъекта хозяйствования. Ряд недобросовестных юридических лиц подменяли понятия – не занимались предпринимательской деятельностью, связанной с реализацией транспортных средств путем комиссионной торговли, а лишь осуществляли продажу бланков счетов-справок».
Счета-справки, которые появились в Беларуси, дабы облегчить жизнь юрлицам и предпринимателям, усложнили ее многим другим. Но не по вине «комиссионок», которые честно зарабатывают свои пару сотен, предоставляя площадку для транспорта и взваливая на себя все хлопоты. Как водится, город засыпает – просыпается мафия.
Стали появляться «левые» комиссионки – это обычные «ипэшники», которые не продают машины, а лишь выписывают счета-справки, делая деньги на оформлении. Их услугами пользовались те, кто не хотел идти в ГАИ, перекупы, зарабатывающие без налоговых отчислений и мошенники, скрывающие историю автомобиля.
Анатолий Буглак, управляющий подразделением компании по продаже подержанных автомобилей: «Человек, который покупает официально автомобиль у официальных дилеров или комиссионных площадок, заключает договор, в котором прописывают спецификацию автомобиля, акт приема-передачи, и все оплаты проходят только в безналичной форме. Соответственно, у него есть гарантии, что автомобиль оплачен, подписан акт приема-передачи и он является собственником данного автомобиля. Выписав счет-справку – больше никаких документов нет».
Оформляя счет-справку под рассказы «не бита, не крашена», покупатель берет на себя уйму рисков. Сделка может проходить без реального продавца, достаточно копии его паспорта. Сам же посредник растворяется, не оставляя никаких персональных данных. Машину могут перепродать так и десять раз. Со штрафами и ДТП будет разбираться предыдущий хозяин, пока ее не поставят на учет. И это не все. Вдруг автомобиль в залоге, в наследстве или угоне? Устных гарантий и характерных ударов кулаком в грудь явно недостаточно.
Елена Метельская, председатель методической комиссии Белорусской нотариальной палаты: «Сейчас в силу норм указа нотариусы могут получить информацию непосредственно из системы ГАИ и уже учесть все актуальные сведения о транспортном средстве и владельце, кто является собственником транспортного средства, каким образом приобреталось это транспортное средство, есть ли какие-то ограничения, обременения, запреты или аресты, которые налагаются на это имущество, что может препятствовать заключению сделки. В те дни, когда не работает ГАИ, можно обратиться к нотариусу».
Еще одно правило для предприятий или предпринимателей: все сделки – только через банк. Безналичные переводы помогут сделать расчеты прозрачными. Простые граждане – как договорятся. И последнее существенное нововведение – содержание договоров. Правда и только правда. Ложная информация дает право аннулировать сделку. В общем, для «официалов» и в целом порядочных людей – ничего кардинально не поменялось. А вот охотникам за легкими деньгами придется нелегко. Особенно в попытках оформить сделку по счету-справке задним числом.
Подписывайтесь на нас в Telegram