Ещё один декрет, после подписания которого впору говорить уже не об обновлённой, а о новой Беларуси – «О развитии цифровой экономики».
Ещё до появления под ним подписи Президента документ назвали революционным. Сам Александр Лукашенко убежден, что принятие этого документа наряду с пакетом принятых решений для бизнеса должен позволить Беларуси стать на путь опережающего развития.
«Курс биткоина за неделю упал с 20 до 14 тысяч долларов», «коммерческие банки страны совершают сделки по технологии блокчейн», а «Белорусский национальный технический университет уже с марта будет обучать студентов по специализации «Криптовалюты». Такими заголовками сегодня пестрят новостные порталы, а сами белорусы, кажется, всё активнее разбираются в электронных деньгах, верификации сделок и других трендах IT-сферы.
Эта история началась девять месяцев назад, тогда Александр Лукашенко поручил объединить экспертов по цифровой экономике и разработать закон, который бы избавит от бумажной волокиты, барьеров для сотрудничества с зарубежными компаниями, обеспечит безопасное движение денег в любой валюте.
Это совещание состоялось в четверг. А до него были ещё десятки встреч и объёмы новой информации, которая устаревала едва ли не каждый день. И хоть декрет, по сути, революция, голосов противников не было слышно ни в IT индустрии, ни среди представителей реального сектора.
Владимир Семашко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Мне пришлось стоять у истоков создания ПВТ. Нам сказали, вы с ума сошли, нам это не надо, нам такая контора «рога и копыта» не нужна. Сегодня мы констатируем, что это очень успешный проект. По-прошлому году выручка у них была 780 миллионов долларов, в этом году около миллиарда будет. Это уже в разы больше, чем зарабатывает каждый отдельно взятый МАЗ, БелАЗ и т.д. Мы на новом уровне живём, у нас действительно должна быть цифровая экономика. Сегодня уже окончательно точка над «и» поставлена, Президент, думаю, буквально до нового года подпишет этот документ».
Но уже на следующий день новость о том, что Беларусь стала первопроходцем в вопросах регулирования цифровой экономики, в считанные минуты буквально разлетелась по миру.
И это не только программисты. К примеру, возможность заключать смарт-контракты и сделки в блокчейн (а это самая защищённая система для проведения финансовых операций), наверняка привлечёт зарубежных партнёров из разных сфер. Как подчеркнул Президент, у нашей страны есть все шансы стать региональным центром компетенций в этой области.
Юрий Крупнов, председатель Движения Развития (г. Москва): «Беларусь всё чаще начинает становиться центром своих собственных передовых индустрий. В этом плане нам всё равно, в РФ придётся регулировать тот же блокчейн, биткоины и другие валюты. Это нам позволит перестраивать промышленные и инфраструктурные объекты. Нам нужно смотреть, как это правильно применить».
Неформальное название Декрета № 8 – «ПВТ 2.0». Он ещё на 30 лет продлевает особый правовой режим в Парке высоких технологий. Резиденты площадки смогут инвестировать и привлекать деньги по инструментам английского права, экспериментировать с беспилотными автомобилями, создавать криптобиржи, изучать искусственный интеллект и продвигать интернет вещей. Теперь «майнить» криптовалюту (это значит создавать) разрешено даже без регистрации в качестве ИП.
Для перехода экономики в цифровой формат необходимы и хранилища, представляющие собой, не устаревшие бумажные архивы, а, по сути, облачные технологии. По подсчётам экспертов, сегодня всего одна из десяти белорусских компаний хранит информацию в «облаке» специализированных Дата-центров. В то время как за последние годы в Беларуси создано несколько подобных площадок, каждый хочет быть первым, и в востребованности тоже сомнений нет. Ведь Декрет №8 открывает фантастические перспективы и в этой сфере: по прогнозам белорусский рынок облачных технологий будет каждый год прирастать более чем на треть.
Документ должен сказаться и на доверии к новым технологиям, ведь работать «по старинке» сегодня это утопия. И то, что декрет, это зелёный свет лишь для айтишников – тоже не верно.
Дмитрий Гурский, IT-предприниматель: «Нет такой отрасли, которая не является IT. Например, сельское хозяйство. Это компьютерные программы, которые управляют тракторами, там даже люди не нужны. Или выращивание урожая. Любая отрасль пронизана IT. Естественно, что чем больше будет развита IT, тем больше будут развиты другие».
В своё время создание ПВТ смогло остановить отток белорусских специалистов за рубеж. И следующий шаг – привлечение в страну разработчиков и из других стран. Резидентам парка не нужно получать разрешение для приёма на работу иностранцев, визы им, кстати, тоже больше не нужны. По сути, решены и все проблемные вопросы, связанные с образованием. Ведь перспективных специалистов, способных взрастить себе подобных тоже достаточно и не только среди частных компаний.
Владимир Гусаков, председатель Президиума Национальной академии наук: «Академия наук активно участвует в создании электронного правительства, цифровой экономики. Одно из направлений стратегии «Наука и технологии 2018-2040», там мы также закладываем и цифровую экономику, и интеллектуализацию страны, и переход к новой индустриализации. Это новый шаг в реализации проекта IT-страны».
«Кто владеет информацией, владеет миром» – высказывание Натана Ротшильда, пожалуй, и сегодня звучит, как вечная истина. Разве что два века спустя к информации можно добавить технологии, к которым стремятся уже не отдельные корпорации, а целые страны. И то, что Беларусь решила быть в авангарде – даёт нам все шансы преуспеть в создании первой IT-страны.
Подписывайтесь на нас в Telegram