О белорусской АЭС и региональной ядерной безопасности. А. Лукашенко провел встречу с гендиректором МАГАТЭ

МАГАТЭ высоко ценит открытость Беларуси

О белорусской АЭС и региональной ядерной безопасности. А. Лукашенко провел встречу с гендиректором МАГАТЭ

Беларусь привержена стандартам ядерной безопасности и сделает все для ее обеспечения не только на собственной АЭС, но и в регионе в целом. Об этом сегодня заявил Президент на встрече с главой Международного агентства по атомной энергии. 


МАГАТЭ высоко ценит открытость Беларуси – с момента принятия решения о строительстве атомной электростанции и до сего дня. Это особенно важно в условиях конфронтации стран, в которых есть АЭС. Гендиректор МАГАТЭ около десятка раз посещал зону российско-украинского конфликта. 

О непростой обстановке также говорили во Дворце Независимости и, по мнению Александра Лукашенко, агентство может сыграть не последнюю роль в нормализации отношений Киева и Москвы. 

Кроме того, Рафаэль Гросси посетил БелАЭС и сделал заключение о соответствии станции и всех операционных процессов международным стандартам. Что и требовалось доказать: безопасность превыше всего. 

Раз атом мирный – что скрывать? 

Беларусь входит в Международное агентство по атомной энергии с момента его основания. Да, АЭС не сразу строилась. На нее стране, пережившей Чернобыль, нужно было решиться. Отсюда и высокие требования к безопасности станции еще на стадии выбора проекта. Нынешний гендиректор МАГАТЭ приезжал в Беларусь, когда под Островцом было чистое поле. Вот уже четыре года, как запустили БелАЭС, и Гросси снова здесь.

Официальный Минск всегда открыто общался с МАГАТЭ – и в Островце, и в Вене. Раз атом мирный – что скрывать? Александр Лукашенко будто невзначай скажет: это не ваша, а наша (в смысле, общая) организация. 

А. Лукашенко: Беларусь привержена безопасности и миру. Мы разумные люди и на разного рода авантюры не бросаемся 

БелАЭС уже выработала 35 млрд киловатт-часов электроэнергии, заместив тем самым почти 9,5 млрд кубометров природного газа, а по ту сторону границы до сих пор находятся недовольные. Да, это уже не многоголосье, как в период строительства, а так – шепоток. 

Сейчас кажется диким, но четыре года назад в Вильнюсе бесплатно раздавали таблетки йодированого калия на случай аварии на БелАЭС! Что это, как не провокация? Потеряв Игналинскую АЭС в обмен на вступление в Европейский союз, Литва довольно быстро поняла, что такое энергетическая зависимость – и не от ЕС, от России. Прошло уже 14 лет, а где схоронить отходы, Вильнюс так и не решил – не то на границе с Беларусью, не то с Латвией. Не в восторге от возведения Островецкой АЭС была и Польша. Но вот она сама намерена вложить 15 млрд долларов в строительство собственной атомной электростанции. У кого-то еще есть претензии? 

О работе МАГАТЭ на Запорожской и Курской АЭС 

Чернобыль не разменная монета, не поле для фейков – уж слишком болезненна для многих эта тема! Ведь именно после аварии на Чернобыльской АЭС имидж атомной энергетики был испорчен. Техногенные катастрофы не должны повторяться. Но кто сегодня может гарантировать полную безопасность станциям, находящимся в зоне боевых действий? МАГАТЭ внимательно следит за Запорожской АЭС – кто знает, когда ее удастся вернуть к жизни? Обеспокоенность агентства вызывает и Курская станция – в случае ухудшения ситуации вокруг нее агентство немедленно направит туда сотрудников. Беларусь никогда не доставляла МАГАТЭ хлопот. Не намерена этого делать и впредь.

Гендиректор МАГАТЭ на БелАЭС 

Президент подчеркнет миролюбивость Беларуси неслучайно. Ведь одна из целей МАГАТЭ – недопущение распространения ядерного оружия. Да, в распоряжении Беларуси с некоторых пор есть атом, который может быть использован не в мирных целях, но не значит, что должен. За закрытыми дверями Лукашенко и Гросси как раз и будут говорить о том, что нужно делать для мира в регионе – читай, для ядерной безопасности. 

Белорусская атомная электростанция построена по инновационному российскому проекту. Ее главная особенность сочетание активных и пассивных систем безопасности. Здание реактора укрыто двойной защитной оболочкой. Реактор не должен пострадать ни при землетрясении, ни при взрыве. 

Страна не просто пошла на риск, таким образом она работает над энергетической независимостью. Беларусь отказалась от импорта электроэнергии и снизила потребление российского газа. А еще атомная энергетика делает экономику чище, снижая выбросы. Так где же минусы? Вот и гендиректор МАГАТЭ их не увидел.

За десять лет Беларусь приняла все миссии, рекомендованные МАГАТЭ странам, построившим свои первые станции. Каждая подтверждала соответствие БелАЭС самым высоким международным стандартам.

Фото: пресс-служба Президента

Подписывайтесь на нас в Telegram