Никто не забыт и ничто не забыто. В Беларуси продолжают расследование преступлений полицаев

Ни время, ни попытки переписать прошлое не сотрут из памяти людей преступления немецко-фашистских захватчиков

Никто не забыт и ничто не забыто. В Беларуси продолжают расследование преступлений полицаев

Некоторые преступления не имеют срока давности, и злодеяния фашистов в годы Великой отечественной войны – одни из них.


Помнят люди, сохранились неопровержимые доказательства. И преступлениям этим срока давности нет. Окраина Хойников – райцентра на Гомельщине. Согласно старым картам, во время войны на месте этого памятника находилась деревня Волоки, в которой проживал Василий Карась – в то время помощник районного прокурора. Перед оккупацией он ушел в партизаны и стал командиром за это полицаи решили самым жестоким образом расправиться с его семьей. Женой и пятью дочерьми. Самой маленькой было 2 года. 

Вероника Архипенко
Научный сотрудник Хойникского районного краеведческого музея
Младшую девочку убили зверски, об угол стены головой. Потом ночью вывезли всю семью в неизвестном направлении и до сих пор мы, к сожалению, не знаем, где находится, покоится семья.

Руководил этими зверствами начальник полиции оккупантов некто Александр Ермольчик. Житель соседней деревни, дезертир. Из Красной армии сбежал, прятался, а затем перешел на сторону врага. Выслуживался и был назначен нацистами главным карателем в районе. По его кровавым следам до сих пор ходят краеведы.

Хойникские полицаи были настоящими головорезами. Они привязывали женщин к деревьям и насиловали, заживо сжигали людей, стреляли в затылок даже младенцам. Сотни загубленных жизней. После войны многих палачей задержат и отдадут под суд. Но главный изверг – Еромольчик – сумеет уйти от наказания. 

Виктор Морозов
Прокурор Гомельской области
В 60-ые годы его след был обнаружен в ФРГ. Он уже жил под фамилией Крюгер, и советская сторона предоставила неопровержимые доказательства его зверств на посту начальника хойникской полиции. Но немецкая фемида не поверила, сюда приехали следователи и криминалисты из Германии. Они исследовали места расстрелов, они допрашивали очевидцев этих зверств. И пока шел процесс, Крюгер, он же Ермольчик, взял и умер.

Справедливость – это не только наказание. Но и осуждение и знание правды. Потомки Крюгера в Германии вряд ли догадываются, чем занимался их дед. Уголовное дело о геноциде дало возможность открыть новые факты об издевательствах карателей и предателях своего народа. Многие из них прожили долгую жизнь в эмиграции. А отдельные даже умудрились побывать на Родине. И не быть арестованными.

Это самое начало 90-х.Иосиф Сажич в Минске на 75-летии провозглашения БНР. Приехал из Детройта и выступает на телевидении. А Сажич руководит так называемой «Радой БНР» в эмиграции.

Дедушка в костюме – на самом деле отпетый преступник. В годы войны он дезертировал из Красной армии и примкнул к нацистам. На Украине сотрудничал с Организацией украинских националистов и, набравшись опыта, вернулся в Новогрудок, где занялся организацией белорусских коллаборационистских военных формирований, служил во вспомогательной полиции.

Валерий Толкачев
Начальник управления Генеральной прокуратуры Беларуси
Был назначен немецким командованием в звании лейтенанта, командиром одной из род железнодорожной охраны, по сути, карательного формирования, в котором принимали участие в уничтожении мирного населения, в уничтожении деревень, сел. В дальнейшем, с 1943 по 1944 год, он активный пропагандист, в том числе вел пропаганду так называемой бело-красно-белой символики. Эта символика была у него и на немецкой форме. Под этой символикой совершались преступления как Сажичем, так и его подельниками.

Предателю Родины и военному преступнику удалось скрыться от наказания. Сумел бежать в Германию, а после обосновался в США. Сажич прожил 90 лет. На праздновании 75-летия БНР в Минске предателя принимали как героя. Под тем же флагом и лозунгами, с которыми он совершал преступления в нацистском мундире.

Валерий Толкачев
Начальник управления Генеральной прокуратуры Беларуси
В целом, следственной группе предстоит еще большая масштабная работа по выявлению всех фактов, в том числе и уничтожение населенных пунктов на территории республики. Буквально вот на этой неделе состоялось очередное заседание государственной комиссии, которая рассматривает те материалы, документы со ссылкой на архивные источники, на материалы уголовных дел по количеству уничтоженных населенных пунктов. И эта цифра, скорбная цифра, к сожалению, у нас увеличивается, пополняется новыми деревнями, селами, хуторами. И сегодня уже можно констатировать, что это 11 685 населенных пунктов.

И цифра эта не окончательная. Расследование продолжается, открываются новые и новые факты и свидетельства. И информация о таких сажичах будет открываться. Кто из нацистов все еще жив. Но информацию о них, а также тех, кто уже умер за границей, не понеся наказание, предоставляет только Германия. Страны Балтии в официальном ответе посчитали, что правовая помощь по таким вопросам угрожает их национальной безопасности. Возможно, именно поэтому там проходят шествия бывших нацистов и их последователей, а государственная идеология построена на разрушении памятников и ненависти. 

Подписывайтесь на нас в Telegram