Не потерять лицо...

В мастерских «Белреставрации» полным ходом идёт процесс создания точных копий скульптур, украшавших парадный фасад павильона Республика Беларусь на ВДНХ.

Когда-то она называлась ВСХВ – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Потом ВДНХ – Выставка достижений народного хозяйства, потом Всероссийский выставочный центр. Теперь снова ВДНХ.

В мастерских «Белреставрации» полным ходом идёт процесс воссоздания, точнее сказать, создания точных копий скульптур, украшавших парадный фасад павильона Республика Беларусь на ВДНХ. Так вот, на белорусском павильоне таких статуй – пять. Реальный их размер вместе с подиумом – два с половиной метра.

Пять мини-моделей были сделаны художниками перед тем, как приступить к полномасштабным работам. Качество этих мини-моделей оказалось настолько высоким, что специалисты «Мосгорнаследия» предложили показать их на архитектурной выставке в Лейпциге. Поэтому вот эту самую колхозницу со снопом – всем поклонникам соцреализма покажут лишь осенью.

Пятеро «Тружеников» рождены в Советском Союзе. Однако сделаны эти скульптуры уже не в СССР. С фигур 54-го года в Москве сняли мерки, чтобы сегодня в Минске вылепить пока из глины точь-в-точь охотника, механизатора, доярку, жнею и агронома.

Валерий Дудко, реставратор: «Образцы высочайшего уровня. Несмотря на то, что у них была такая, скажем, «роль второго плана», они оттеняли основную скульптуру «Белоруссия». Особенно хочу отметить лики и кисти».

Северный фасад павильона «Республика Беларусь» на ВДНХ. Сегодня тут можно изучать анатомию скульптуры. «Труженики» местами оголились до арматуры. За 62 года изваяния, конечно, обновляли (например, заливали цемент в пустоты), но капитально не реставрировали.

Юлия Логинова, советник Департамента культурного наследия города Москвы: «На поверхности очень большое количество утрат, и при этом ещё повреждение крупных фрагментов, именно структурных».

Бетон хотя и очень стоек, но со временем «капля точит камень». От дождя статуи «подряхлели». Экспертиза: ещё одну зиму «аграрии» не переживут. Окажутся на земле, как соседи в бывшем павильоне «Украина».

Единогласное решение: демонтировать, нельзя оставить. Оригиналы заменят реплики. Но не подмена ли это? Обратимся к опыту Флоренции. Всем известный Давид на площади Синьории – копия. Оригинал Микеланджело ещё в начале ХХ века перенесли в галерею. Оказалось, во благо.

Прежде, чем повторять в Москве и Минске, искали чертежи конкретно к «Труженикам». На бумаге (в том числе фото) остались только общие планы павильона. 25 августа 1954 – меньше двух минут кинохроники в Дзержинском спецархиве.

Вроде, это было недавно, а вопросов к объектам соцреализма не меньше, чем, например, к памятникам XVI века. До сих пор актуально: кто же автор скульптур? Сошлись на народном художнике БССР Андрее Бембеле.

Татьяна Бембель, искусствовед, внучка скульптора Андрея Бембеля: «Даже если он не сам делал эти «первичные» эскизы остальных фигур, то, конечно, они были согласованы очень детально с ним. Потому что он делал доминанту».

Статую восстановили год назад. Теперь она зовётся «Мать-Беларусь» (ранее «Белоруссия Социалистическая»). Павильон №18 – объект культурного наследия федерального значения (подобно монументу «Рабочий и колхозница»). В Москве пристально следят за каждым этапом воссоздания – вплоть до шнурков на ботинках.

Александр Климашонок, заместитель генерального директора предприятия «Белреставрация»: «Здесь есть клапан на кармане. Комиссия нам сделала замечание, что всё-таки клапана не было. Такие замечания устраняются».

Модели в мягком материале одобрены. Сейчас специалисты «Белреставрации» приступили к «черновой формовке» – в гипс. Весь процесс вручную.

Максим Полищук, форматор: «Делаем по старой технологии большой кожух, под которым спрятаны маленькие кусочки. Нам необходимо сейчас набрать толщину, чтобы она везде была одинаковой. Ну, где-то пять сантиметров».

Пару лишних миллиметров и под давлением статуя расколется. Следом по формам начнётся отливка. Основой «Тружеников» станет сверхпрочный фибробетон. Этот материал впервые применили в СССР в 76-м для строительства взлётно-посадочной полосы аэродрома.

Юлия Логинова, советник Департамента культурного наследия города Москвы: «Когда будут изготовлены точные копии, привезены сюда в Москву, осмотрены и приняты комиссией, только после этого мы будем проводить демонтаж пофрагментный каждой скульптуры. У кого-то по бюсту членение, дальше ноги, к примеру, идут, руки отдельно».

Реплики в столицу России доставят также в разобранном виде. И пустотелыми. Не надо будет устанавливать кран со стрелой в 80 метров.

Валерий Дудко, реставратор: «В дальнейшем они будут заполняться специальными составами, лёгкими, чтобы снять нагрузку с парапета».

Этим летом краеведы обнаружили вне территории выставки фрагменты декора павильона «Животноводство». «Сенсация!» – писали газеты. Знатоки утверждают, что сейчас на ВДНХ осталось не более половины монументов, создававших парадный образ страны Советов в 54-м.

Александр Климашонок, заместитель генерального директора предприятия «Белреставрация»: «У нас гарантия – пять лет, но я могу с уверенностью сказать, что эти скульптуры после соблюдения всех технологий простоят до 50 лет».

Свой павильон Беларусь арендует за символический один российский рубль. Одно условие – полная реставрация.

Геннадий Романенко, генеральный директор Белорусского торгово-выставочного центра на ВДНХ: «На сегодняшний день ещё не закончены только скульптурные композиции. По плану, они должны быть восстановлены этой осенью. Предположительно, в октябре».

О московской ВДНХ всегда говорили: «восьмое чудо света». Оригиналы «Тружеников» думают разместить либо в нашем павильоне, либо в музее истории Выставки достижений народного хозяйства – комплексу в 240 гектаров возвращено знакомое всем рождённым в СССР название.

Подписывайтесь на нас в Telegram