Наказание за незаконную рекламу лекарственных средств хотят ужесточить

И хотя сейчас таких нарушений немного, дело тут не в количестве, а в потенциальной опасности. В лучшем случае такие препараты просто не обладают заявленными свойствами, в худшем – наносят непоправимый вред здоровью.

Ядвига Иосифовна с трудом дошла до поликлиники. Жалуется на учащённое сердцебиение и проблемы с желудком. Говорит, что неприятные симптомы начались после приёма одного широко разрекламированного продукта.

В то, что этот препарат поможет избавиться от болезней, пенсионерка поверила после беседы с консультантом компании-производителя.

Ядвига Борейко, пенсионер (Новогрудок): «Она очень красиво всё рассказала, и мне показалось, что я уже поправлюсь обязательно. Я решила, что здоровье всё-таки дороже денег. Пенсию получила. Ну, и согласилась».

За трёхмесячный курс заплатила 360 рублей. Теперь же хочет вернуть неиспользованный препарат. Но товар возврату не подлежит, как и любая неиспорченная пища. А лактомарин классифицируется именно как пищевой диетический продукт, а не лекарство или биологически активная добавка. Это подтверждают и сертификаты в минском офисе продавца. С просьбой вернуть деньги потребители обращаются, но юридических оснований пойти им на встречу нет.

Андрей Вышковский, учредитель компании «Современные биотехнологии»: «Клиент сам принимает решение, покупать ему или нет. После этого с ним связывается логист, предупреждает о том, что продукт будет доставлен, и справшивает удобное время для доставки. Клиент соглашается, то есть подтверждает ещё раз, что он согласен с приобретением. И последним, третьим звеном, является курьер, который привозит продукт на дом, пробивает кассовый чек, отдаёт необходимые документы – сертификаты, рекомендации».

В этом случае деньги пенсионерке пообещали вернуть. В порядке исключения. Но подобные рассказы всегда на слуху. Пожилые люди особенно чувствительны к внушению, готовы поверить в истории о чудодейственных исцелениях, которыми пестрят яркие листовки в почтовых ящиках. Да и в Интернете герои (те кому за ...) весьма убедительно рассказвывают, как победили недуг, стоит лишь регулярно принимать предложенный товар.

Людмила Жилевич, заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения: «Врач говорит о том, что лечение достаточно сложное, что в этом лечении должны участвовать вы, что вы должны так много делать, чтобы восстановить здоровье, то пациенту это не нравится. Потому что это ведь долго, это требует от него каких-то усилий. И вдруг какая-то реклама, где буквально три капли – и всё произойдет в вашей жизни».

В Интернете предприимчивые продавцы действуют с учётом возраста и специфики аудитории. Незаконной рекламы медпрепаратов – единичные случаи. В «топе» – средства для похудения, биодобавки и косметика. Таким товарам приписывают лекарственные свойства, которыми те не обладают.

Инна Гаврильчик, начальник сектора контроля за рекламой управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли: «Однажды мы привлекали к ответственности за размещение ненадлежащей рекламы косметики – там даже обещали в рекламе крема для лица, что он поможет излечиться от язвы желудка. То есть иногда даже абсурдные обещания есть».

Провалинская Светлана, главный специалист Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении: «Рядовому потребителю нужно представлять одно – если есть претензии на лечебные свойства, то это должно быть лекарственной средство, и оно продаётся в аптеках. Приписывание лечебных свойств другим продуктам ничем не обоснованно. Такая реклама – желание производителя заработать на доверчивых покупателях».

С начала года за подобную рекламу заблокировано два сайта. Штрафы хотят значительно повысить – сразу в четыре раза! Максимальный (для юридических лиц) превысит 4,5 тысячи рублей. Накажут и тех, кто предлагает на форумах и в соцсетях поделиться купленными, но не использованными до конца лекарствами. Но даже такие меры вряд ли помогут, пока сами люди будут верить в препараты от всех болезней.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram