НАЦИЗМ КАК БРЕНД ЕВРОПЫ. Нюрнбергский процесс, операция «Немыслимое» и как США спасали нацистов

Как в «райском саду» Борреля пустила ростки и буйно зацвела экстремистская идеология?

НАЦИЗМ КАК БРЕНД ЕВРОПЫ. Нюрнбергский процесс, операция «Немыслимое» и как США спасали нацистов

79 лет назад, 20 ноября 1945 года, начался, безусловно, самый важный судебный процесс в истории человечества. Нюрнбергский процесс. Именно это событие должно было поставить точку в истории нацизма в Европе. Но когда мы видим это, это или это – то понимаем: нацизм не то, что никуда не делся, он снова набирает обороты. Об этом хочу поговорить сегодня.


Про сам Нюрнберг.

Со стороны обвиняемых были, конечно же, немецкие нацисты (а если точнее – их верхушка) и немецкие нацистские организации: национал-социалистическая партия (НСДАП), СС (военизированные формирования НСДАП), Гестапо, Вермахт, Немецкий государственный банк, Правительство Германии и другие. 

Со стороны обвинения – союзники: а именно, СССР, США, Великобритания и, почему-то, Франция. 

Почему «почему-то»? Этим вопросом действительно задавались некоторые современники процесса. Дело в том, что Франция – она ведь как бы и не побеждала. С 1940 по 1944 годы она была оккупирована немецкими войсками. К тому же Франция не просто потеряла свою свободу, но и коллаборировала. Небезызвестное Вишистское правительство хорошо так сотрудничала с нацистами. И, например, помогло депортировать 76 тысяч французских евреев в лагеря смерти.

Может быть, поэтому, когда в 1945 году немецкий генерал Вильгельм Кейтель подписывал акт о капитуляции перед представителями 4-х стран, он спросил что-то вроде: «Ба! И французы здесь?!».

Тем не менее, французы были приглашены в качестве обвинителей. Ну, во-первых, дело было в Шарле де Голле. Именно он возглавлял французское (ну то есть, антивишистское и антифашистское) сопротивление и при этом пользовался всеобщим уважением. А во-вторых, союзникам нужна была так сказать «пострадавшая сторона». На это место претендовала и Югославия, но ни американцы, ни англичане не питали симпатий к набиравшему там обороты коммунизму.

Состав суда также был международным. От каждой делегации был выбран и главный обвинитель. 

Обвинение включало в себя 4 пункта:

  • заговор с целью захвата власти в Германии, 
  • преступления против мира и безопасности,
  • военные преступления,
  • преступления против человечности.

Вообще, почему именно Нюрнберг? Здесь ответ простой – это было символично. В течение многих лет этот город был сердцем фашизма. В нем проходили съезды национал-социалистской партии, проводились парады штурмовых отрядов.

Процесс длился почти год – с 20 ноября 1945-го по 1 октября 1946-го. В каждом заседании участвовали сотни людей: делегации стран-обвинителей, защитники нацистов, переводчики, архивисты.

На процесс были допущены журналисты, правда США и Великобританию это не то, что бы устраивало. Они хотели сделать процесс закрытым, мол мало ли что там услышим при допросах… Но СССР настояли на открытости заседаний. Более того, на процессе могли присутствовать не только журналисты, но и близкие обвиняемых и вообще кто угодно.

Трибунал, конечно, был ужасающим. В процессе его всплывали такие факты, которые шокировали не только СМИ или, например, переводчиков, но и даже самих обвиняемых. 

Основными доказательствами обвинениями служили архивы. Документы, отчеты, инструкции, которые составляли сами нацисты. О том, как эффективно расстреливать людей, как правильно использовать газвагены, сколько людей было убито в понедельник и т.д. Все это немцы подробно документировали. 

А еще фильмы США и СССР о зверствах немецких нацистов, показанные прямо во время процессов, раскрывали страшные подробности. Например, о том, как из кожи заключенных делали абажуры, а золотые коронки вырывали прямо с челюстью.

Кого судили? 

Начнем с того, что главные виновники процесса избежали. Гитлер, Гимлер, Геббельс, Мюллер и даже Борман, которого заочно все-таки судили, – их в Нюрнберге не было.

Гитлер, Гиммлер и Геббельс совершили самоубийства еще до окончания войны. Почему же тогда их не судили заочно, как Бормана, который просто исчез? Считается, что трибунал принял решение не привлекать их к ответственности посмертно, дабы не создавать впечатления, что они все еще могут быть живы.

Многие нацисты попросту бежали. В дружественные Испанию, Португалию, кто-то уехал в Аргентину. В итоге на скамье подсудимых оказались Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель и другие руководители среднего звена.

Среди обвиняемых был и голос нацистов – Ганс Фриче. Человек, который несколько раз в неделю по радио рассказывал о подвигах нацистской армии. А еще о том, что к евреям надо бы быть пожестче. Его в результате процесса, кстати, оправдают.

Но! Были и те, кого из суда, скажем так, изъяли.

Да, Вторая мировая закончилась. Но надвигалась еще одна. Та, которая, кажется, продолжается до сих пор. Холодная война. И в ожесточенной борьбе с «коммунизмом» западные союзники тогда были готовы, кажется, на все.

Например, использовать наработки фашистской Германии. Речь не только о технологиях, хотя и их заимствовали. От справедливого суда укрыли многих нацистов. Ведь у кого, как не у них, такой богатый опыт противостояния русским.

Вообще все началось в марте 1946-го (за полгода до окончания Нюрнбергского процесса). Именно тогда в Фуллтоне Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь. Если кратко: со стороны СССР надвигается новая угроза всеобщей войны и «тирании», будет беда, Советский союз опустит на Европу «железный занавес». 

Этот термин Черчилль позаимствовал из передовицы Геббельса в газете «Дас Рейх» от 25 февраля 1945 года. По мнению политика, союз США и Великобритании должен был обеспечить превосходство над СССР. Фултонская речь дала старт началу «холодной войны».

А в этой войне, как я уже сказала, наши западные коллеги не чурались никаких методов. 

Взять того же Адольфа Хойзингера. Начальник оперативного отдела генштаба сухопутных сил вермахта. Человек, отдававший приказы об уничтожении русских городов. После войны он не только не понес заслуженного наказания, но и сделал карьеру в… НАТО! Там в 1963 году он возглавил военный комитет. А до этого, кстати, успел побыть генеральным инспектором вооруженных сил ФРГ.

Рейнхард Гелен. Возглавлял 12-й отдел Генштаба Вермахта. После войны Гелен по факту продолжил работу своей «организации», только под другим названием. Работал он, как и в войну, против СССР. А спонсировали это дело США. Гелен вместе с коллегами нацистами собирал данные и развернул на территории СССР агентурную сеть, которая передавала ценную информацию американцам.

Эберхард Тауберт – штурмфюрер, член министерства пропаганды Геббельса. После войны ускользнул в Южную Африку, по возвращению в Германию служил в разведке. А затем и в НАТО в качестве советника «департамента психологической войны».

Герхард Баркхорн, летчик-ас Люфтваффе, сбивший 301 самолет. В 1969 году Баркхорн стал начальником штаба 4-го тактического воздушного флота в составе сил НАТО в Центральной Европе.

Подводник Фридрих Гуггенбергер, затопивший 17 кораблей британцев и американцев, 4 года занимал пост заместителя начальника штаба командования Объединёнными силами НАТО в Северной Европе.

Карл Шнелль воевал против советского народа в составе группы армий «Центр» на Восточном фронте в звании капитана. В 1968 года Шнелль получил свое первое назначение в НАТО в качестве заместителя начальника штаба по планированию и операциям.

Тысячи имен, нацисты, убийцы и пособники рейха. Все они не только избежали наказания, но и строили новую историю Запада. Создавали НАТО, боролись с Советами, насаждали «демократию». 

И да, такое поведение наших «союзников» – не удивительно. Ведь когда война только закончилось, по указанию Черчилля разрабатывался проект «Немыслимое». В планы входило внезапное нападение на Советский союз. Все для того, чтобы навязать России «волю Соединенных Штатов и Британской империи». К счастью, план не суждено было сбыться – слишком уж хорошо работала советская разведка. Именно поэтому Запад и приступил к более «холодным» действиям.

А еще стоит упомянуть операцию «Скрепка». Американцы вербовали и вывозили из Германии нацистских ученых. Всего 1,5 тысячи специалистов. Великие умы должны были послужить Штатам. Независимо от их прошлого, никакой морали. Только бизнес.

Главным трофеем операции конечно же стал Вернер фон Браун – штурмбаннфюрер СС и обладатель почетного профессорского звания от Адольфа Гитлера. А вот вы можете знать его как отца космической программы США. 

Офицер Браун прекрасно знал, что на его предприятиях использовался рабский труд. И сам отдавал приказы о пытках. Матерый фашист – так отзывались о Брауне. Во время войны трудился над созданием баллистической ракеты дальнего действия «Фау-2», а после пошел на сделку с США.

В 1955 году Вернер фон Браун получил американское гражданство. С 1960 года – один из руководителей НАСА и руководитель Центра космических полетов.

В списке ценных ученых был и Губертус Штругхольд, «отец американской космической медицины». В бытность Третьего Рейха он ставил опыты над узниками концлагерей Дахау и Дора-Миттельбау. 

Теодор Зобель издевался над людьми уже в лаборатории Шале-Медон во Франции. Отто Амброс принимал решения об использовании «Циклон Б» в газовых камерах концлагерей…

Знали ли Американцы о том, где ученые приобрели бесценный опыт. Конечно. Операция скрепка в том и заключалась, что фото ученых просто прикреплялись к новой биографии. И вот они такие чистые уже трудятся на благо американской демократии.

Вторую жизнь после войны получали не только ученые и военные. Но и бренды. Бренды, которые дружили и с фюрером, и с рейхом и идеями нацистов.

Вот, например, знаете ли вы, как появилась «Фанта»? Компания «Кока-Кола» всегда активно сотрудничала с нацистами. Но с началом войны бренду запретили поставлять концентрат колы немцам. Тогда представитель компании в Германии придумал выход из ситуации – они изобрели свой концентрат и стали выпускать новый напиток – «Фанту». Кстати, первая «Фанта», изобретенная нацистами, была яблочной и зеленого цвета.

Хуго Босс – ярый фанат идей нацизма – сделал себе имя именно на войне. Он дружил с Гитлером и стал основным поставщиком формы для Вермахта и частей СС.

Siemens, который разрабатывал проекты крематориев для концлагерей. А еще активно использовал на своих предприятиях труд военнопленных. Как и компании Volkswagen и Kodak.

Компания Bayer, которая занималась разработкой химического соединения «Zyklon B». Это им убивали людей в газовых камерах. С Bayer, кстати, сотрудничал немецкий врач Йозеф Менгеле. Тот, что прославился бесчеловечными опытами над узниками Освенцима. В процессе он делал некоторые медицинские открытия. И их результатами, конечно же, делился с коллегами из Bayer.

Adidas и Puma, Chanel, Ford, IKEA, Louis Vuitton и другие – компании, которые так или иначе сотрудничали с нацистами и симпатизировали их идеям, использовали рабский труд. А спустя 8 десятков лет уходят из России, якобы из-за СВО. 

Нюрнбергский процесс должен был поставить точку в войне. И в пишущейся идеологии нацизма в Европе. Но этого не случилось.

В своем ответе на Фултонскую речь Черчилля в 1946 году Сталин сказал:

«Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира». 

Спустя 76 лет в 2022 году Глава Евродипломатии Жозеп Боррель называет Европу райским садом, а весь остальной мир – джунглями.

Это был «Ликбез.by».

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анастасия Маркова