Оригинальные акварели и рисунки знаменитого Наполеона Орды сегодня впервые примерили к стенам Национального художественного музея, чтобы всё идеально село. Дорожные «папки» крайне редко покидают Краков. Экспозицию в Минске создаёт белорусско-польский дуэт кураторов.
Земляк из 19 века помог сегодня с афишей и с тем, в какой цвет окрасить музейный зал. Он придуман под этот «Мир», а также «Новогрудок», «Несвиж»... 110 листов – страницы, написанные любителем, которого само время определило в профессионалы. 1860-70-е – фотография экзотика.
Алексей Хоряк, куратор выставки «Наполеон Орда. Иллюстрированная энциклопедия страны»: «Единичные специалисты знакомились с папками в краковском музее, в Варшаве, но в большинстве своём его не знают в Беларуси. Сохраняем структуру альбомов Наполеона Орды. И начинаем мы с «Минской папки».
Страницы в ней не только о столице. Страна, созданная Наполеоном с карандашом в руке, простирается на тысячи километров. Сохраняют наследие в восьмистах верстах отсюда. В Кракове каждая выставка Орды – событие. Свет старит бумагу, которой и без того полтора столетия.
Софья Маняковска-Язовник, реставратор Национального музея в Кракове (Польша): «К вернисажу была проведена консервация около трети объектов. Это работы, связанные как с физическими, так и с химическими изменениями, которые происходят непосредственно в красочном слое. Здесь, например, облака почернели. Мы вернули им ясность».
Вороцевичи – малая родина Орды около местечка Янов. Силуэт ныне Иваново – на горизонте. Виды Кревского замка, гродненской Коложи – бесценны, особенно сейчас, когда из Специального фонда Президента выделено свыше 190 тысяч долларов на сохранение достояния нации.
Художник, который опередил не только своё время – такова репутация у Наполеона Орды. Он, действительно, запечатлел памятники, которых больше нет. Допустим, замок Радзивиллов и Кальвинский сбор в Койданово. Сам город сейчас называется Дзержинск.
Горецкая сельхозакадемия, полоцкая София... Гостевая экспозиция из культурной столицы Польши у нас будет на контрасте. Предлагают сравнить линию Орды в оригинальных рисунках и литографиях. Их как раз таки чаще используют, как иллюстрации эпохи в учебниках, монографиях.
Юлия Лисай, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Мы писали каталог для этой выставки, надо было просмотреть много разных материалов. И, например, когда я занималась конкретно этой работой, которая шла, как «Тюрьма в Кобрине». Складывая собственно биографию Орды, то, действительно, Новый замок выглядел именно таким».
То, что это в Гродно – только одно из открытий чудных. Сама выставка – в честь 210-летия со дня рождения Наполеона, показавшего миру край в самом центре Европы задолго до того, как фотография перестала быть диковинкой.
Подписывайтесь на нас в Telegram