Суд по нападению в ТЦ «Новая Европа». Обвиняемый собирался убить как можно больше людей и взять заложников

На скамье подсудимых – студент, напавший на посетителей с бензопилой и топором.

Резонансное дело начал рассматривать сегодня Минский городской суд. Речь о жестокой резне в торговом центре «Новая Европа». Нападение, во время которого один человек погиб и несколько были ранены, совершено в октябре. Подозреваемый – на тот момент несовершеннолетний Владислав Казакевич – бывший студент одного из столичных вузов. Его признания шокируют. Как и то, что ещё могло бы произойти, если бы его первоначальным планам суждено было осуществиться. Подробности из зала суда.

У зала суда не протолкнуться. Очевидцы, пострадавшие, родственники, журналисты – все пришли задолго до начала процесса. Не было только родных Владислава Казакевича. Вся правая половина зала – это те, кто так или иначе столкнулся с трагедией. Слёзы на глазах матери Елены Александронец, в зале суда она вместе с мужем, сестрой и дочкой погибшей.

Наталья Ашна, сестра погибшей Елены Александронец: «Мы надеемся на максимальный срок, хотя бы это будет справедливым наказанием».

Извинения выслушали, но не приняли. По словам семьи, сторона Казакевича обратилась к ним буквально за несколько дней до суда. Без деталей. Просили просто простить. Елена Александронец была первой, кого подросток встретил, войдя в здание «Новой Европы» 8 октября прошлого года. Он нанёс ей несколько ударов работающей бензопилой, а когда цепь застряла в одежде, добил топором. Позже он ранил ещё двух женщин – сотрудницу торгового центра и одну из покупательниц, но не смертельно. После чего молодого человека задержала охрана вместе с посетителями. С Оксаной Витвер, которой чудом удалось выжить после удара топором, родственники Казакевича тоже связались всего за пару дней до заседания.

Оксана Витвер, ведущий экономист одного из предприятий города: «Все эти четыре месяца были сплошным кошмаром, и в какой-то момент в больнице просто была уверена, что это как будто лично моя проблема. Никаких звонков со стороны его родителей. Никто не пытался связаться».

Какое наказание в этой истории можно считать справедливым – главная тема обсуждения. Из материалов дела: подросток жил в Минске один с 15 лет в собственной квартире. По его словам, чувствовал себя отлично. Родители в разводе. Мать с сестрой большую часть времени проводят за границей. С отцом общался мало. Как только Казакевич заговорил, в зале суда повисла тишина – хотел убить как можно больше людей и никакого сожаления.

– Вы раскаиваетесь?

– Нет.

Идея «убивать» нравилась, в наушниках с музыкой это было делать веселее. Смерть «ради забавы». От подробностей обвиняемого оборачивался даже конвой. Глядя в глаза прокурору, Владислав Казакевич совершенно спокойно описывал каждое свое действие. Иногда с ухмылкой добавлял «планы были куда масштабнее» – сразу же после окончания вуза хотел устроить теракт – его раздражали люди иной веры и расы. Планы сорвались, когда подросток узнал об отчислении. Преступление решил устроить в своем институте МИТСО – именно резню бензопилой. Этого не произошло только потому, что инструмент случайно не завёлся. А на следующий день, согласно показаниям Владислава, было лень опять ехать в вуз. Нашёл место поближе к дому – торговый центр «Новая Европа».

Александр Александронец, муж убитой Елены Александронец: «Понимаете, слов нет. Я вот сейчас посмотрел ему в глаза, никакого сожаления, зверский взгляд такой, мол, а мне всё равно. Понимаете? Ну, что тут можно говорить, эмоции только».

Подросток собирался взять заложников (для них он приготовил два мотка проволоки) и дожидаться спецназа. По его словам, хотел погибнуть во время штурма. И это не первая попытка уйти из жизни – в гараже отца он пытался отравиться угарным газом, тогда его спасла мать. Кроме того, несколько лет назад Владислав Казакевич проходил реабилитацию в психоневрологическом диспансере.

Эксперты признали Влада Казакевича вменяемым. Он полностью осознавал, что делает. Более того, каждый свой шаг он хладнокровно описал во время допроса в суде. Он ни в чем не раскаивается. Что касается наказания, то за подобные преступления закон предусматривает вплоть до исключительной меры. Но так как на момент совершения преступления обвиняемому было 17 лет, максимальное наказание, которое ему могут назначить, ограничивается 12 годами лишения свободы. Правда, отбывать полученный срок Казакевич будет в колонии общего режима вместе со взрослыми – 18 лет ему уже исполнилось.

Семьи погибших требуют и денежных компенсаций. Общий иск составляет несколько сотен тысяч рублей. Судебный процесс продолжится завтра. Сколько он займёт времени, неизвестно – слишком большое количество статей обвинения и ужасающая мотивация: во время показаний на вопрос: «Какие чувства испытывал в момент убийства?» Владислав Казакевич ответ дал: «Спокойные».

Подписывайтесь на нас в Telegram