Сегодня во Дворце Независимости говорили о том, как, наконец, решить судьбу хозяйств, у которых долгов больше, чем доходов. Два года назад таких в стране было чуть больше 300, и тогда правительство занялось их оздоровлением. В указе Президента прописали разные варианты: от присоединения «горе-СПК» к успешным компаниям до введения внешнего управления. Но действие документа подошло к концу, а воз и ныне там! На многих предприятиях ситуация не изменилась, а в некоторых – вовсе ухудшилась. Поэтому Президент потребовал конкретных и решительных мер. Правительство предложило новый механизм. Какой? Подробности – у Натальи Стельмах.
Это хозяйство «Хотиславский» – самое крупное в Малоритском районе. Но здесь уже убрали треть площадей зерновых. Несмотря на засушливую погоду, урожайность даже выше прошлогодней – 28 центнеров с гектара. Благодаря технологиям и технике. Новые МАЗы, тракторы, косилки, прессы для уборки соломы (больше 20 единиц) приобрёл хозяйству новый инвестор. Теперь с поля реально снять три урожая: зерновых, соломы и пожнивных культур. Но ещё полгода назад это большое хозяйство было в непростом экономическом положении. Долги по кредитам связывали руки: на подготовку техники, закупку удобрений и своевременную уборку урожая не было ни денег, ни мощностей. В декабре нашёлся инвестор – Брестский мясокомбинат, крупнейший переработчик в стране. Выгода получилась обоюдная – с одной стороны сырьевая база говядины, с другой – крепкий финансовый донор.
На фермах поменяли доильное оборудование и внесли коррективы в рацион бурёнок – он стал более сбалансированным. Как результат: за полгода надои выросли на 40%, привесы мяса – плюс 100 граммов в месяц. Выросла и рентабельность, а также зарплаты – причём вдвое. Сегодня «Хотиславский» – пример для убыточных хозяйств, каждое из которых должно быть на контроле у руководителей регионов. Это неизменное требование Главы государства.
Президент ещё в конце прошлого года поручил правительству разработать комплексный документ, который позволит организациям агропромышленного комплекса входить в так называемый «режим финансового оздоровления» без участия судов. Одно из главных условий: достаточные полномочия для управления такими проблемными сельхозпредприятиями должны быть у власти на местах. А значит, необходимы чётко прописанные механизмы.
Какие – вопрос правительству. Аграрный сектор – основа белорусской экономики. Общий экспорт сельхозпродукции в 2017 достиг 5 миллиардов долларов. Условия для всех сельхозпредприятий, казалось бы, равные, однако есть среди них лидеры, но есть и отстающие.
Сегодня работу так называемых проблемных сельхозпредприятий регулирует 253-й Указ. Документ был принят два года назад. Тогда нуждающимися в финансовом оздоровлении были признаны 323 хозяйства из общего числа – а это примерно 1300. На сегодня в списке – 283 организации АПК. Около половины из них за это время вообще не улучшили свои показатели. Это при том, что Указ предоставил должникам рассрочку по уплате бюджетных ссуд и налогов на три года, а также на пять лет – по штрафам и уже начисленной пене. К тому же, до конца года действует рассрочка по платежам за энергоресурсы. Но результат в итоге далёк от обещанного.
Основные инструменты, предложенные в проекте нового Указа, конечно, финансовые. Их несколько. Это конвертация долгов, когда задолженность становится средствами уставного фонда, но кредитор получает акции предприятия. Мировое соглашение – когда должник и кредитор сами договариваются об исполнении обязательств по долгу. А также механизмы отсрочки задолженности сроком на три года и последующей рассрочки платежей на пять лет. И выпуск ценных бумаг для перевода задолженности предприятия на местные органы власти или «Агентству по управлению активами».
Также в период финансового оздоровления предприятию не будет начисляться неустойка или пеня. В случае с обязательствами перед банками ставку можно будет снизить до 1,5%. Предложенный проект Указа предусматривает и упрощение механизмов антикризисного управления, чтобы убыточное хозяйство проще было передать инвестору. При этом контроль за каждым конкретным предприятием ляжет на местные власти. Они будут решать, как помочь, кому доверить управление и даже смогут направлять средства из своих бюджетов. Но это не списание долгов, а хозяйский подход, когда государство на время подставляет плечо. Деньги придётся возвращать, но их помогут заработать.
Одна из основных причин, почему не сработал ранее принятый указ (и вице-премьер это признаёт) – именно управленческие ошибки. Сегодня 117 сельхозпредприятий – вовсе без руководителей. И это не только проблемные активы. Грамотных управленцев готовы поощрять – в новом документе прописан механизм передачи в собственность руководителя 25% акций в случае успешного выхода из кризиса. Но при этом жёсткое требование Президента – не менять профиля сельхозорганизации, чтобы, в первую очередь, сохранить рабочие места. То есть поле (скажем, в Минском районе) нельзя застроить коттеджами. Его, как это и было прежде, необходимо засевать.
Говоря о планах, вице-премьер отметил: с учётом кукурузы Беларусь в нынешнем году заготовит 7 миллионов 800 тысяч тонн зерновых и около 600 тысяч тонн рапса. Ход уборочной Александр Лукашенко также требует контролировать и на местах, и в правительстве, и намерен как обычно делать это лично. Что же касается проблем, то их будут решать оперативно – новый указ после небольшой доработки ляжет на стол Президента. Благодаря государственной помощи за последние два года 40 сельхозпредприятий смогли справиться с финансовыми проблемами. Смогут и другие. Тем более, что теперь механизмов поддержки станет больше.
Подписывайтесь на нас в Telegram