В Беларуси состоялась премьера первого в мире полнометражного мультфильма, полностью созданного с помощью ИИ. Речь идет о мультфильме «Беловежская пуща», созданного белорусской студией Arteki.
Стоит отметить, что еще на стадии появления первых сведений и трейлера белорусский мультфильм «Беловежская пуща» вызвал немало противоречивых отзывов среди интернет-пользователей. При этом явственно ощущается, что подавляющее большинство подобной критики вызвана даже не качеством показанных кадров, а самим фактом того, что «раз это не Pixar или Disney, то априори не стоит ждать ничего хорошего».
Впрочем, подобные комментарии вполне вписываются в концепцию «черный пиар – тоже пиар», поскольку после знакомства с трейлером и чтением комментариев на разных платформах вполне закономерно возникает желание узнать, что же на самом деле получилось у создателей.
Если смотреть на «Беловежскую пущу» не предвзято, то недочеты можно найти. Самым заметным является озвучка – речь не всегда совпадает с движением губ, однако это происходит не так часто, а на моментах с песнями и вовсе не обязательно, чтобы именно персонаж пел, особенно если видеоряд о другом.
Имеются и просто не особо удачные моменты, связанные с графической составляющей, которые выдают «нейросетевое» происхождение мультфильма.
Теперь о самом мультфильме. История, в целом, проста и бесхитростна: мальчик Дима приезжает с родителями в Беловежскую пущу, где знакомится с дочерью местного лесника Алесей и ее ручным зубром Бубликом. Для городского ребенка подобная жизнь в новинку и дискомфортна, однако постепенно он знакомится с красотами белорусской природы и уже не столь негативно относится к своему положению.
Не обошлось и без антагонистов, типичных для детских произведений. Стереотипные, глупые преступники, по характеру и внешне напоминающие бандитов из фильма «Один дома» или «жуликов» из мультфильма «Малыш и Карлсон». Мотивация у них самая приземленная – вырубить ценную древесину и продать ее, чтобы заработать денег.
Может показаться, что подобный подход слишком прост и наивен, ведь за последние годы типаж «я плохой, потому что плохой» может считаться даже чем-то необычным. Все-таки «сложный и многогранный злодей» стал таким же клише. И если у него нет какой-нибудь «глубокой и неоднозначной истории», от которой можно даже ему сопереживать, то тут же некоторые критики начинают орать, что «персонаж не раскрыт».
А ведь для подобных мелких преступников и не нужна возвышенная мотивация или сложные характеры. Схема «украл – выпил – в тюрьму… романтика» им вполне подходит. Тем более, что и в реальной жизни далеко не все преступления имеют сложные мотивы. Так что, «карикатурные бандиты» оказались вполне реалистичными.
Что касается главных героев, то девочка Алеся не так проста, как кажется, и, возможно, является той самой Алесей (или ее инкарнацией), которая «кудесница леса» из Белорусского Полесья. Внешнее сходство с Эльзой из «Холодного сердца» или (учитывая место действия и цвет волос) Галадриэль из экранизации «Властелина колец» лишь усиливает подобное ощущение.
«Магическая» сторона является еще одной сюжетной линией истории. Речь идет о легенде про существование Великого Древа, которое располагается где-то в глубинах Беловежской пущи и способно исполнять желания. Правда, из-за людской алчности и жестокости этот «исполнитель желаний» перестал работать, но благодаря «чистому сердцем человеку» Дерево пробудится вновь.
Что ж, эта сюжетная линия тоже проста и незамысловата. Зато все сделано красиво – и иллюстрации к легенде, и пейзажи в целом.
Если для нейросетей все еще может быть трудно рисовать анимацию, то кадры с природой выглядят так, что хочется отправиться в Беловежскую пущу и увидеть своими глазами местные красоты.
Стоит отметить, что претензии к «недостаточно реалистичной графике» звучат спорно. Да, в мультфильме нет такой детализации как у современных западных мультфильмов, где прописывается физика поведения каждого волоска или капли воды.
В то же время погоня за «гиперреализмом» приводит к эффекту «зловещей долины» – ситуации, когда изображаемый объект (чаще всего это происходит с изображениями людей, но иногда распространяется и на животных или другие привычные образы) выглядит «почти как настоящий, но что-то не так и это пугает». Пожалуй, самым ярким примером можно считать новые экранизации «Короля Льва».
Учитывая такое обстоятельство, «недостаточный реализм» для детского мультика – скорее, плюс, чем минус.
Почин положен, и первый результат вышел вполне удачным. Ждем новых картин от белорусских авторов.
Фото: кадры из мультфильма «Беловежская пуща»
Подписывайтесь на нас в Telegram