Мошенники продолжают наживаться на белорусах. Узнали, на какие уловки люди ведутся чаще всего

В некоторых белорусских семьях  – не до Нового года. Впереди выплата огромных долгов после звонка мошенников

Мошенники продолжают наживаться на белорусах. Узнали, на какие уловки люди ведутся чаще всего

Увы, но живут и припевают и совсем другие «мечтатели». В поисках легких денег мошенники на что только не идут. Как замаскировать обман – эти люди точно знают. Всего несколько психологических приемов эдаких телефонных цыган – и жертва сама идет в банк за кредитом. Она опомнится только тогда, когда переведет занятые деньги на чужой счет. И скажет это пресловутое «все было, как в тумане». Мы разыскали такую жертву обстоятельств. И она не станет прятать лицо, чтобы своим горьким опытом уберечь других. 


В семье Альховик настроение отнюдь не праздничное. Не до Нового года. И даже под бой курантов они не ждут чуда – все мысли только о том, как рассчитаться с неподъемным кредитом. Его мама взяла нежданно-негаданно. Недавний звонок по вайберу, а дальше все как в страшном сне – как Надежда взяла заем на 10 тысяч рублей. Махинаторы точно знали, это максимальная сумма, которую дадут без поручителей. 

Конечно, на том конце провода мошенники разыграли спектакль, да такой, что сказать Станиславское «не верю!» очень сложно. Если постановка, «Алло, мам, я попала в аварию!» многим уже хорошо знакома, то другие сценарии менее раскручены. И в них постоянно вносятся правки. Неизменным остается лишь финал – потерпевшие сами отдают огромные суммы злоумышленникам. 

Свою легенду мошенники подкрепляли якобы фотографиями служебных удостоверений. В интернете таких сотни. Но именно фиктивные «корочки» убедили Надежду, что ее помощь действительно нужна правоохранителям. Детективное разоблачение недобросовестных работников банка казалось увлекательной и, главное, благородной затеей.

Инга Сечко, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки академии МВД Беларуси: «Они представляются сотрудниками милиции, но мы же не можем этого проверить. Что делать? Можно ввязаться в беседу. А можно просто положить трубку. А вдруг случайный срыв? Если действительно это правоохранительные органы, они вам перезвонят еще раз. Просто не бойтесь положить трубку. Это самый простой способ».

И как показывает практика, действенный. А вот некого универсального вопроса, который застанет злоумышленников врасплох, нет. Не будьте самоуверенны, вы уже в опасности, если вступили в диалог. Запугать и заболтать – дело техники. Когда эмоции преобладают над разумом, мы многое упускаем из виду. 

Андрей Ковалев, начальник главного управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Беларуси: «Проблемы, безусловно, существуют по раскрываемости подобных преступлений… Они раскрываются исключительно на глубокой аналитике, на сотрудничестве, анализе. Прежде всего, с нашими ближайшими соседями. Правоохранителями СНГ, Европы. Все равно мы работаем, обмениваемся оперативно-технической информацией. Раскрываемость колеблется от ряда факторов, экономических, политических…»

На кону большие деньги! Найти виновных, наказать и вернуть украденное – крайне сложно, ведь сети телефонных мошенников, как правило, действуют за пределами Беларуси. Как бы банально не звучало, такие преступления проще предотвратить, чем раскрыть. И потому, когда речь идет о переводе крупной суммы на неизвестный банковский счет – спешить не стоит. Как говорится, семь раз отмерь… Обратного пути не будет. 

Мария Таловыря, адвокат Минской городской коллегии адвокатов: «Такие случаи участились. Необходимо зафиксировать всю информацию о злоумышленниках, переписку, скриншоты сделать в мессенджерах, запомнить, как они представлялись, ну и следующий шаг конечно обратиться в органы внутренних дел. После того, как вы будете признаны потерпевшим, вы имеете право заявить требование о возмещении имущественного и морального вреда».

Юлия Сакович, начальник отдела финансовой грамотности Национального банка Беларуси: «Также параллельно нужно обратиться в банк, написать заявление и просить провести свое собственное расследование. Можно просить о реструктуризации кредита, удлинить срок, уменьшить процентную ставку. Банк, скорее всего, пойдет на уступки. Самое главное правило финансовой грамотности – не брать кредит под влиянием третьих лиц».

То, что некоторые наши банки отключили от SWIFT в этом случае даже благо. Теперь, чтобы увести деньги белорусов, мошенникам требуется больше времени. Если пострадавший немедленно обратился в милицию, есть вероятность, что перевод заблокируют. Да и сами банковские служащие стали внимательнее к клиентам. Когда видят, что теми манипулируют – отказывают в выдаче кредитов. Но наша героиня держалась стойко, на уточняющий вопрос, был ли звонок от неизвестных лиц с предлогом отправиться в банк – ответила отрицательно. И теперь корит себя за то, что залезла в долги. Но в глубине души Надежда все же искренне верит – у этой грустной истории будет счастливый финал. И ее пример станет другим уроком. Или предупреждением!

Подписывайтесь на нас в Telegram