Памятник детям Великой Отечественной войны появится в Минске

Памятник детям Великой Отечественной войны появится в Минске

Возвращаясь к теме памяти. Когда говорят о победителях, вспоминают и детей войны. Тогда на защиту страны встали и совсем юные белорусы. В память об их подвиге в столице возведут монумент. Определяется место, скоро начнется сбор средств и разработка макета. 


О своем детстве Николай Афанасьевич вспоминает с болью. Игры, семейные праздники, но однажды жизнь изменилась. Бомбежки, звук сирен. Тогда ему было всего 5 лет.

Николай Опиок,  художник, заслуженный деятель искусств Беларуси: «Ужасно то, что мы видели. Первый уход наших войск – шли врассыпную через нашу деревню солдаты. Буквально наши солдаты ушли, под Оршей столбы пыли – все замерли, тревога, тревога! Как сценичная площадка – старики, женщины. Вот это была первая встреча с немцами».

И не последняя. Немецкие мотоциклисты часто наведывались в Макаровку, родную деревню Коли – отбирали одежду, продукты, хоронили солдат и евреев. Одной из первых семью выгнали из дома. Жили в землянке. И пусть со временем боль притупилась, война оставила след на жизни и творчестве. В 2003-м Николай Опиок возглавил студию военных художников. Его картины «Жуков», «Цветы победителям» не оставляют равнодушным никого. 

«Здесь вот Ваня Стасевич, дошедший до Берлина, стоит с автоматом – 14 лет, здесь Юра Жданько, разведчик, ну и мой портрет, я тоже в шинельке с подвернутыми погонами, мне было 10 лет».

Василий Алексеевич в 86 – самый молодой «орленок» из 20 оставшихся в строю. А ведь когда-то их было больше 700. В послевоенные годы шерстил архивы, размещал снимки в газетах, искал командиров полков.

«Я вот с собой фотокарточки своих маленьких однополчан привез. Хочется разыскать. Здесь на снимке, пусть военный, старый – вот мы стоим, я слева. Вот Вова Почивадлов, Витя Баринов».

Пусть Вову и Витю он так и не нашел, сейчас вместе с единомышленниками обустраивает комнату боевой славы. Но признается, что ждет, когда сможет положить цветы уже к подножию памятника детям войны.  

Василий Князев, председатель комиссии юных участников Великой Отечественной войны Республиканского совета ветеранов Беларуси, начштаба Батальона белорусских орлят: «Мы будем ходить, будем ухаживать, потому что это все наши ребята, как родные – любим друг друга».

Александр Шатько, заместитель председателя Республиканского общественного объединения «Белая Русь»: «Люди понимают, что это надо, добро идет от городских властей. Этот памятник, конечно, должен связан быть с какими-то фигурами детскими, с теми игрушками, которых у них не было, либо с теми, которые они пронесли через всю жизнь. Будет объявлен конкурс, мы надеемся, в нем поучаствует молодежь – выпускники соответствующих художественных и архитектурных училищ и институтов». 

Одна из предполагаемых точек для установки памятника – площадка перед Большим театром оперы и балета. По задумке авторов, фигура может появиться на Военном кладбище или рядом с памятником ребенку войны – Герою Советского Союза Марату Казею.

В поднятой руке крепко зажата граната, в другой – замолкший автомат. Таким был последний момент жизни 14-летнего партизана, одного из белорусских «Орлят». Пусть бойцов разбросало по всему миру, каждое 9 Мая они встречаются на этом месте, чтобы вспомнить тех, с кем стояли до Победы. 

Всего на оккупированных белорусских землях с голодом и холодом столкнулись более 800 тысяч детей, 165 тысяч были уничтожены фашистами. Многие ходили в разведку, были связными, участвовали в засадах, в подрывах эшелонов. Не прячась за спинами старших, они добывали необходимые партизанам сведения и мстили немцам за убитых родителей. В штурме Берлина участвовало 10 совсем юных ребят из Беларуси. За мужество, отвагу и героизм почти 40 тысяч юношей и девушек нашей страны награждены орденами и медалями Советского Союза. Будущий монумент и задуман как память об общей Победе и не по годам взрослым солдатам.

Василий Князев помнит всё – как в 42-м от рук фашистов погиб отец, как, крикнув: «Прощайте, дети», – была застрелена мать, помнит встречу с партизанами, позывные связного и как обучал собак искать мины. А потом – взятие Берлина и Кенигсберга, Победный май! Дети войны тогда прошли все испытания, чтобы сегодня потомки, проходя мимо братских могил, вчитывались в стертые надписи и не забывали.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Мария Буката