«Мілыя вобразы»: фотовыставка Михася Мицкевича открылась в Минске

Корреспондент Александр Матяс заглянул в альбом одной из самых известных династий страны.

Для презентации своих ранее не напечатанных работ сын Якуба Коласа выбрал не родительский дом – знаменитый «за колоннадой» Академии наук. Впрочем, минский «Дом под тополем», можно сказать, такой же отеческий автору «Мілых вобразаў». 

Корреспондент Александр Матяс заглянул в альбом одной из самых известных династий страны.

Обычно к проектам тут строки Купалы. Но сегодня в названии – цитата по Коласу. Только в стихотворении 1908 года «вобразы мілыя…». Слова переставили сознательно. Мол, сейчас «Мілыя…» Михася Мицкевича. 140 фотографий – между основной работой, научной. Счёт патентам на изобретения и статьям «младшего Коласа» идёт на сотни.

Михась Мицкевич, доктор технических наук: «У мяне 30 альбомаў фатаграфій. Самае галоўнае, што ёсць, – гэта фільматэка. Но я вам скажу, каб выбраць што-небудзь, перабраць, гэта мне патрэбна тры дні затраціць часу. Глядзець на тую прыгажосць, на тыя мясціны, дзе некалі хадзіў з вудамі, стрэльбай або з кошыкам грыбным».

Ровно 90 лет назад, когда родился Михась Мицкевич, сбылась мечта Купалы: поэт купил дом – на месте здания нынешнего музея Песняра. Довоенная коласава «хата» была через улицу. Семьёй часто гостили у «дзядькі Янкі» и тёти Влади. Отсюда простой ответ на вопрос «почему» не «родны кут», выставка не в отцовском мемориальном музее.

Галина Варёнова, куратор выставки «Мілыя вобразы»: «Віды нашага Мінска 50 гадоў, калі горад будаваўся, як своеасаблівая “візітоўная картка”, “вароты” ў Савецкі Саюз. Гэтыя фотаздымкі, якія раздрукаваны ўпершыню з захаваных негатываў, даюць нам магчымасць уявіць, як нараджаўся той Мінск».

Он прошёл с фотоаппаратом всеми «сцежкамі-дарожкамі» Коласа. Самым удачным фотолюбитель (без ложной скромности) считает свой портрет отца 1955 года. Поэт, кстати, не любил позировать. С годами сын всё больше похож на «тату».

Советский «Зенит-С», до него был немецкий «Zeiss Ikon», который Колас купил в Париже в 35 для старших сыновей. В 40 устройство перешло к Михасю. Так что он мог, но не снял «дзядзьку Янку».

Зато не ускользнули от объектива Мицкевича: тесть Янка Мавр на отдыхе в Коктебеле, Максим – «Танк на дрэве» – у озера Нарочь. Там же «подловил» и Михася Лынькова – «Падпальшчыка». Эпитеты к экспонатам авторские.

Михась Мицкевич, доктор технических наук: «У мяне тады была яшчэ камера. Глядзіш кадр, які натуральным атрымаўся. Гэта ўжо таксама гісторыя. Так час праходзіць, а калі яно ўсё зафіксавана, пасля глядзіш – і прыгадзіцца десьці».

Экспозиция отнюдь не статичная. Смотреть «фотозарисовки в цвете» можно с помощью стереоскопа. Прибор смастерил Мицкевичем. Доступен и слайд-проектор. Сторонникам классики – альбом «коласков», как говорят о детях, внуках и правнуках Песняра народа.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска