Мир в преддверии продовольственного и энергетического кризиса: какие перспективы открываются перед Беларусью?

Мир в преддверии продовольственного и энергетического кризиса: какие перспективы открываются перед Беларусью?

Где взять зерно? У кого купить удобрения? Откуда достать нефть и газ? Понять, как заполнить свои полки, закрома и хранилища, пытались на этой неделе в Брюсселе. Но оказалось, что накормить и обогреть самих себя не так легко, как вводить санкции против других. Главный телефонист Европы Макрон на саммите НАТО выступил в роли эксперта по сельскому хозяйству. И экспертиза – неутешительная.


Эммануэль Макрон, президент Франции: «Мы сейчас вступаем в беспрецедентный продовольственный кризис. Другие страны тоже зависят от продуктов, которые производят в Украине и России».  

То, что пакеты с санкциями выходят боком, т.е. кризисом, похоже, открыто признал и Байден. У него тоже чувство голода.  

Джо Байден, президент США: «Что касается нехватки продовольствия, то мы говорили об этом. Это реально. Цена этих санкций возложена не только на Россию, но и на огромное количество стран, включая страны Европы и нашу страну».

Пшеницу выращивают порядка 135 стран. Это примерно 780 миллионов тонн в год. Восточная и Южная Африка, Ближний Восток и Юго-Западная Азия уже на пределе от роста цен американских и европейских санкций. В этих регионах и так недоедают миллионы человек. А зерно по цене, которую могут заплатить бедные страны, продают вовсе не США и Евросоюз.

Джозеф В. Глаубер, старший научный сотрудник Международного института исследований продовольственной политики (США): В некоторых странах до 75% потребляемых калорий поступает из пшеницы. Большая часть пшеницы в странах Южной Африки и Среднего Востока импортируют Россия и Украина – ключевые фигуры в обеспечении продовольственной безопасности стран».

Мартин Гриффитс, координатор гуманитарной помощи ООН: «19 миллионов человек в Йемене будут голодать, если им не будет оказана помощь».

Пшеница уже подорожала за последний год на 69%, кукуруза – на 36%. К концу 2022-го эти цифры могут стать трёхзначными. Так не ведёт себя даже золото, но знак равно, похоже, уже можно ставить, скажет Александр Лукашенко на совещании по вопросам подготовки к посевной.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Посевная кампания для Беларуси в этом году важна как никогда. Мы проводим её на фоне горячего конфликта на южных границах и на фоне давления на Россию, как главный рынок и главного нашего союзника, поставщика сырья, в том числе, беспрецедентного роста цен на углеводороды и продовольствие. Это то, что у нас есть, в достатке. Зерно сегодня – это практически новое золото или нефть. Может быть, даже будет дороже. И поскольку один из основных мировых поставщиков – Украина – вряд ли сможет провести полноценную посевную кампанию, цены будут расти и дальше».

Пшеница в начале марта обновила 14-летний максимум. Цены на Чикагской товарной бирже взлетели сразу на 43%. Сейчас пшеница стоит по 405 долларов за тонну, кукуруза – почти 295.

Эли Яшуи, экономист (Ливия): «Цена мешка муки раньше составляла 2000 ливанских фунтов. Сейчас цена может вырасти до 40 000 ливанских фунтов – это почти 30 долларов, потому что Россия и Украина являются жизненно важными экспортерами пшеницы».

Египет, о котором в своём выступлении тоже сокрушался Макрон, покупает 80% всей пшеницы у России и Украины. Но это обстоятельство не помешало Евросоюзу вводить санкции против основного поставщика.

Абдель Фатта Солайман, фермер (Египет): «Наши резервы сократятся, и вместо того, чтобы обеспечивать наши потребности на четыре года вперед, они будут доступны только на три-два месяца. Кризис коснется нас, и мы будем страдать от нехватки пшеницы».

И чтобы вы понимали, пополнять чужие резервы ни Евросоюз, ни США вряд ли особо будут. У самих маловато продовольственных сил. Более половины территории США охватила засуха. Рекордная за последние 10 лет. До 60% озимой пшеницы может быть уничтожено. Плохие перспективы у яровых культур, сои и кукурузы.

Брэд Риппи, метеоролог Министерства сельского хозяйства США: «Пшеничный пояс вызывает наибольшую озабоченность. Если вы посмотрите на состояние посевов в районах, где посевы начинают активно расти, это абсолютно ужасно. В Техасе три четверти урожая озимой пшеницы находятся в очень плохом состоянии».

И так во многих штатах, которые входят в Пшеничный пояс, где выращивается большая часть зерновых в Северной Америке. Так что затянуть пояса придётся самим американцам.

Почему США производит меньше пшеницы? На это влияют два фактора: засуха и фермеры, которые выбирают не пшеницу, а более прибыльные культуры.

Патрик Томас, репортёр The Wall Street Journal: «Это большой вопрос, где США будет брать недостающую пшеницу и другие товары. И на него у нас пока нет ответа. Но мы видим цены на удобрения, и если они будут сильно расти, то станут недоступными для фермеров. Это может означать убыток вместо большой прибыли».

Не помогут и соседи. В Канаде тоже жарко. Фермеры хотят посадить больше яровой пшеницы и канолы (это вид рапса). Но из-за засухи придётся вносить очень много минеральных удобрений, поэтому канадские производители постараются оставить больше мешков в своей стране. Что делать Европе, которая своими же санкциями лишила себя привычного белорусского калия? Взяться за ум и держаться за старого поставщика. Тем более, когда Александр Лукашенко оставляет дверь открытой. Президент в начале недели назначил нового гендиректора компании-трейдера «Беларуськалия».

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Торговать надо везде, в том числе в Европейском союзе. Уже гвалтом кричат: "Не хватает удобрений!" Пожалуйста, берите. Рядом. Надо находить пути и работать. Бизнес есть бизнес. Он иногда мало зависит от политиков. Особенно в тех странах, которые нас окружают».

Но политики европейских стран почему-то усердно действуют по принципу «Навреди» и другим, и себе.

Виталий Демиров, аналитик Белорусского института стратегических исследований: «Рынки находятся в таком, скажем, состоянии неоправданности: удастся ли нам поставлять в тех же объёмах, а  наша доля, напомню, порядка 18%, достаточно большая по калию, и вот от этого, от нехватки удобрений, от повышения цен на удобрения (они по-моему за прошлый год выросли в полтора раза, азотные – в два раза), так вот из-за повышения цены и нехватки будут иметь проблемы фермеры стран дальней дуги в первую очередь».

А вот что пишет Общеевропейская медиасеть о последствиях санкций в отношении белорусских калийщиков.

«Мы ожидаем повышения цен и сбоев», – заявил представитель Европейской ассоциации фермеров и кооперативов фермеров COPA-COGECA, добавив, что есть некоторые среднесрочные решения, но в краткосрочной перспективе ситуация остаётся крайне напряжённой.

Замена даже порядка двух миллионов тонн белорусского или российского импорта, например, канадским, будет трудоёмкой и дорогостоящей, утверждают европейские фермеры. Проблемы начнутся и у американских, пишет Bloomberg.

Отсутствие белорусских поставок будет иметь большие последствия. Цены на удобрения уже взлетели до небес, поскольку рост цен на природный газ вынудил некоторые европейские заводы остановить или сократить производство, а спотовые цены на калий в США в Кукурузном поясе за последний год почти удвоились.

Что до газа, то на его покупку и США, и Канаде, и Евросоюзу и другим недружественным России странам, а их полсотни, придётся теперь искать рубли.

Владимир Путин, президент России: «Мною принято решению в самое короткое время реализовать комплекс мер по переводу оплаты нашего природного газа, поставляемого в недружественные страны за российские рубли. Т.е. отказаться от расчётов всех скомпрометировавших себя валют».

Запад самонадеянно думал, что низкая платёжная ответственность не повлияет на нефтедоллар, но после слов Путина, написала британская Daily Mail, газ подорожал в Великобритании на 18%.

Изменения в контрактах могут означать, что европейским клиентам придется перезаключать свои соглашения, которые в основном заключаются в евро, что может привести к перебоям в поставках во время переговоров. Но поскольку многие европейские страны по-прежнему зависят от Москвы в плане поставок газа и нефти, перебои могут привести к росту цен и углублению энергетического кризиса на континенте.

«Газпром», по данным на конец января, продавал 58% природного газа за евро, за доллары – 39%, за фунты стерлингов – около 3%. Что будет, если Европа откажется платить? Или если США не разрешит это делать? Прогнозы уже делают и на американском CNBC, и в New York Times.

Вероятность того, что смена валюты может привести к беспорядку в этой торговле, привела к тому, что некоторые оптовые цены на газ в Европе и Великобритании выросли примерно на 15-20% в среду.

Путин поднял вопросы, выходящие за рамки энергетического сектора. Этим он пытается бросить вызов доминированию валют евро и доллара США.

А вот что будет с нефтедолларом и кошельками американцев, доходчиво объясняет простой американский блогер под ником «Мэтт в изгнании».

Matt in Exile, блоггер: «Если при расчётах за газ будут использовать другие валюты, то как это скажется на долларе? За пределами страны находится 80% всех наличных долларов. Они вернутся в США, а значит, чем больше банкнот, тем меньше они стоят. Происходит инфляция, даже гиперинфлция. Это хорошая новость? Нет! Это ужасная новость. Я не знаю, станут ли европейцы расплачиваться рублями, но у них особо нет выбора. 40 % газа они покупают у России».

Но платить за него валютой страны-поставщика почему-то считают неприемлемым. Глава Еврокомиссии сказала, что это шантаж, и, похоже, что Урсула фон дер Ляйен уже придумала какую-то схему с перераспределением газа, тоже российского, но уже закачанного. Странам Прибалтики, похоже, стоит начинать волноваться.

Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии: «Литва имеет один из крупнейших энергетических терминалов, в то время как Латвия может похвастаться огромными подземными хранилищами, поэтому уже сегодня энергетический газ, поступающий в Клайпеду, используется для заполнения хранилищ в Латвии. Это приносит выгоду и потребителям в Эстонии. Это верный путь».

Европейскими намерениями избавиться от российской энергетической дороги вымощена дорога к Белому дому, который, по мнению экспертов, просто кинет Европе немного СПГ, чтобы сделать своим газовым вассалом. Forexlive не исключает, что в случае отказа платить рублями Путин просто прекратит поставки. И это станет просто ответом на тотальную войну, которую Запад объявил России, т.е. на медвежью услугу.

Это может быть их способом вернуть услугу. США говорят об увеличении поставок СПГ, но их нет уже много лет. Всё, что доставляется в Европу, должно быть перенаправлено откуда-то ещё, скорее всего из Азии.

Только питать иллюзий европейцам не стоит. Танкеры могут в любой момент сменить курс. Как уже было летом 21-го года, когда нужно было закачивать газ в подземные хранилища. СПГ, на который рассчитывала Европа, уплыл на другие рынки. Да и плыть теперь кому бы то ни было к Европе станет дорого. Администрация Суэцкого канала (а этот путь используется для доставки сжиженного газа и азиатским, и европейским потребителям) с 1 мая вводит дополнительную пошлину для гружёных нефтепродуктами танкеров в 15%. Так что получите и распишитесь. А Беларусь будет получать российскую нефть и газ, рассчитываться за него в рублях и обеспечивать свою продовольственную безопасность.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Надо в правительстве железно записать 9 млн т зерна, и хватит телепаться. 700 тыс. т рапса (если больше – получите еще больший экономический эффект) и 5 млн т сахарной свеклы. На это обращаю особое внимание. Свекла, как хлеб, соль и другие пара-тройка других продовольственных позиций, – стратегический товар. Вы видите, что за сахар сегодня идёт война, к счастью, только в магазинах. Роман Саныч – это ваша работа, отдайте команду, чтобы в сельхозпредприятия поставили и поставляли впредь в ходе посевной кампании удобрения. Калия хватает, добываем сколько угодно, не все продаем. Отдайте крестьянам, пусть они произведут и пусть через хлеб, другие продукты, а на них спрос будет бешенный, – калий продадим. А азот весь должен быть у них в хозяйстве. То же самое и фосфор. У нас же три завода, пусть обеспечат всем необходимым».  

Задачи чёткие: посеять, убрать, себя накормить и продать выгодно другим. На экспорте продовольствия Беларусь в прошлом году заработала почти 7 миллиардов долларов. Рост на 17%, а это – миллиард. У нас покупают больше ста стран мира.

Игорь Брыло, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: Мы экспортно ориентированная страна, и нам наших продуктов питания предостаточно, чтобы обеспечить потребности нашего населения. Возник определённый резонанс у людей по поводу покупки тушенки, макарон, соли, сахара, муки. Но у нас, в принципе, просчитано всё до получения нового урожая».

И для этого у страны есть всё: земля, семена, техника, удобрения, перерабатывающие предприятия и, конечно, люди.

Евгения Бородинская, заведующая кафедрой БГАТУ, кандидат экономических наук: «У нас, во-первых, активно развитое сельское хозяйство. Во-вторых, это отрасли, помогающие сельскому хозяйству. Это все сферы АПК. Это производство средств производства, машин и оборудования для нужд сельского хозяйства, это и переработка сельхозпродукции. Внутренний спрос удовлетворяется у нас по основным группам сельхозпродукции, на самом деле, более чем на 100%, по мясу, по молоку, по яйцам, по овощам, по картофелю, поэтому моё личное видение, что беспокоиться смысла нет».

И, как говорит Александр Лукашенко, никакой чрезвычайщины. Засучить рукава и начинать работать. Посевная кампания – это мгновение, которое, правда, год кормит, а то и больше.

Подписывайтесь на нас в Telegram