Мир, независимость, развитие

Событие, которое выходит далеко за рамки недельного обзора. Оно имеет прямое отношение ко всему, что будет происходить в стране в течение года, а возможно, и нескольких лет, с учетом того, что год выборный. Обращение Президента с Посланием к народу и Национальному собранию.

Событие, которое выходит далеко за рамки недельного обзора. Оно имеет прямое отношение ко всему, что будет происходить в стране в течение года, а возможно, и нескольких лет, с учетом того, что год выборный. Обращение Президента с Посланием к народу и Национальному собранию.

Почему, несмотря на мощную господдержку, буксует промышленность, где обещанная средняя зарплата в 1000 долларов? Что будет с курсом рубля и с рабочими местами? И главное, что нового может предложить власть в ответ на кризисные явления в экономике? Своё традиционное апрельское послание (уже 19 по счёту) Александр Лукашенко начал нестандартно – с вопросов. Острых и, как признал сам Президент, не всегда приятных.

Экономика — основа развития

За первый квартал 2015 года экономика упала на 2%. На треть по сравнению с прошлым годом сократилась внешняя торговля. Почти на 5% выросли цены. Это данные Белстата. Причины очевидны – снижение цен на нефть, антироссийские санкции, девальвация российского рубля. Это как круги от брошенного в воду камня. Сильнее всего кризисные волны ощутили экономики стран, рынки которых завязаны на Россию. И всё же, несмотря на трудный старт в начале года, есть расчёт к декабрю выйти пусть на минимальный – всего семь десятых процента, – но всё же рост валового продукта. Вопрос, как и за счёт чего? Ответ прозвучал в Послании народу и парламенту. Нужны новые решения в экономической политике. 10 пунктов это фактически 10 поручений правительству, Нацбанку и Администрации Президента.

И первый пункт – это эффективное управление экономикой. Главное здесь – разделение функций: каждый должен заниматься своим делом.

Следующий шаг – отказ от сверхконтроля. Управленцев оградят от излишней опеки проверяющих. Ставка на налоговую дисциплину, а количество сборов и их размеры со следующего года обещают сократить.

Снижение инфляции, стабилизация цен за счёт сокращения себестоимости продукции и услуг. Этот пункт в президентском Послании был, пожалуй, самым эмоциональным. Порция критики досталась и производителям, и министрам.

В этом году правительство намерено вписаться в 20-процентный рост инфляции. К разработке специальной программы – это поручение Президента – приступили уже на следующий день.

Одна из причин высокой инфляции – неэффективное использование бюджетных средств. Огромные финансовые ресурсы заморожены на складах. А просроченная дебиторская задолженность (то есть за уже поставленный товар) с начала года превысила 50 триллионов рублей. Президент ясно дал понять – практику протянутой руки пора сворачивать. Отныне бюджетная и банковская поддержка – только под конкретные проекты.

Ключевая задача антимонопольной политики – справедливые цены и тарифы. Государство должно развивать добросовестную конкуренцию, но при этом во главе угла всё же интересы отечественных производителей. Конечно, в Евразийском экономическом союзе инструменты защиты ограничены. Четыре свободы: перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала – никто не отменял, даже в кризис. Но против товарной агрессии производителей из третьих стран можно выступать единым фронтом.

За последние десять лет Беларусь серьёзно продвинулась в мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса – сразу на 50 позиций вверх. И сегодня занимает 57 место из 189 стран. Но войти в желанную тридцатку без дальнейших реформ практически нереально. От правительства Президент требует чётких правил игры, понятных предпринимателям – минимум документов, отчётов и согласований.

Есть ли у Беларуси шанс стать крупным финансовым центром? Президент уверен – вполне. Но для этого необходимо интегрировать внутренний финансовый рынок в мировой. А ещё создать условия для возврата в экономику теневых капиталов. К решению этих задач Президент поручил подключиться и парламентариев. От них не в последнюю очередь зависит, насколько кандидаты на экономическую амнистию будут доверять власти и законам.

Не секрет, что многие предприятия из года в год работают по одной и той же схеме – производят товар, а потом из кожи вон лезут, чтобы его продать. Определённые дивиденды эти усилия приносят – из-за экономических сложностей производители вынуждены расширять географию экспорта. Однако такая маркетинговая политика безнадёжно устарела и конкуренции не выдерживает.

По теме жилищного строительства и сельского хозяйства Президент был краток. Анонсировал грядущий «разбор полётов» в агросекторе на специальном совещании. Ситуацию там курирует рабочая группа во главе с недавним премьером, а ныне спикером Совета Республики Михаилом Мясниковичем. Специалисты изучали проблемы, было принято четыре президентских указа, направленных на повышение эффективности агропрома. И хотя Беларусь практически полностью обеспечивает себя продовольствием и неплохо на нём зарабатывает (в не самом удачном прошлом году – около 6 миллиардов долларов), с учётом всемерной господдержки результат мог бы быть ещё более весомым. В жилищном строительстве должны работать все схемы финансирования – ипотека, система строительных сбережений, необходимо развивать арендное жильё.

В завершение экономического блока Александр Лукашенко затронул тему правовой культуры в экономике и поручил Правительству и Администрации Президента заняться её повышением. Условия любой экономической сделки должны быть чётко прописаны в контракте, а споры решаться в суде. Президент ещё раз напомнил: именно экономика – основа развития любого государства. И от неё напрямую зависит уровень и качество жизни.

О социальной политике

Из социальных задач на этот год и ближайшее пятилетие в списке приоритетных – охрана здоровья, помощь молодёжи и семьям, воспитывающим детей. Отдельной программой государство поддержит инвалидов и пожилых людей. Александр Лукашенко заверил, несмотря на непростые экономические условия, все социальные обязательства государство выполнит.

О кадровой политике и работе с населением

Отдельной темой Послания стала – кадровая политика. Два года назад президентским указом госаппарат оптимизировали – сократили на четверть. Многое изменилось с тех пор и в подходах к работе с населением – чиновники стали ближе к народу. Сегодня это главный критерий оценки их деятельности, и именно он будет учитываться при дальнейшей оптимизации.

Законотворческая деятельность как платформа стабильности государства

От депутатов Президент ждёт качественных законопроектов и более эффективного взаимодействия с чиновниками, представителями бизнеса и общественных организаций, независимо от их политических взглядов.

О многовекторности внешней политики

Роль Минска в урегулировании украинского конфликта не осталась незамеченной. И сегодня Запад видит в Беларуси как минимум предсказуемого и стабильного партнёра.Впрочем, менять свои внешнеполитические векторы Минск не намерен. Беларусь – сторонник интеграции и готова стать связующим звеном между двумя союзами – Евразийским и Европейским. При этом главным стратегическим партнёром была и остаётся Россия, с которой не только тесные экономические, но и духовно-исторические узы.

Тема суверенитета, независимости и мира, в том или ином контексте, звучала на протяжении всего президентского послания. Впереди – 70-летие Великой Победы. За эти семь десятилетий многое изменилось, в том числе и в восприятии этой даты. Из 50 стран-основательниц Организации объединённых наций, созданной в далёком 1945 году для сохранения мира и безопасности на Земле, Беларусь одна из немногих, где помнят уроки истории. Одна из немногих, где на протяжении 70-лет если и звучали залпы, то исключительно салютов в честь героев-победителей. И сегодня на фоне воюющих соседей призыв Президента сохранить единство и согласие в стране звучит с особым смыслом.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Светлана Кнутова