Хорошей новостью последних недель стало возобновление потребительских кредитов. Правда, условия по всем предложениям значительно ужесточились. В частности, среди необходимых документов, кроме паспорта, теперь вернулась и обязательная справка о доходах. А банк при выдаче кредита должен разъяснить в письменном виде все права и, главное, обязанности кредитополучателя. Нацбанк уверяет, что это делается во благо обычного человека.
Телевизор на кухню Людмила Попова хотела купить давно, но теперь каждый щелчок пультом вызывает у неё горечь обиды. Техника работает отлично, вот только заплатить за неё пришлось вдвое больше, и это не считая потраченных нервов.
Когда прямо в магазине предложили оформить кредит на Br2 миллиона, могилевчанка согласилась, ведь согласно договору с банком можно было рассчитаться досрочно, не переплачивая лишние проценты. Сразу после зарплаты Людмила Алексеевна перечислила банку деньги и со спокойной совестью жила полтора года, пока, как гром среди ясного неба, не пришло сообщение на телефон.
Людмила Попова, клиент «Дельта Банка»: «Погасите задолженность по кредиту. Я звоню по этому номеру. Какой кредит? Я не брала никакой кредит. "Телевизор брали?" Так это было полтора года назад. "Вы не доплатили 300 рублей". Так за Br300 рублей – Br118 тысяч? "Да". И положили трубку».
И это были лишь цветочки. В поисках справедливости женщина обратилась в главный офис банка в Минске. Ответ шокировал.
Людмила Попова, клиент «Дельта Банка»: «Оттуда пришло, что у меня уже не Br118 тысяч долга, а Br1 миллион 213 тысяч. И если я не смогу заплатить их за 5 рабочих дней, то они продлят мне кредит до мая 2016 года, и ещё каждый месяц – по Br239 тысяч».
Но больше всего Людмилу Алексеевну возмутили даже не гигантские проценты штрафа, а то, что сотрудники банка молчали о недоплаченной мизерной сумме, пока она не выросла в 4 тысячи раз! В банке ссылаются на компьютер, мол, все операции автоматические.
Юрий Лаврешук, помощник председателя правления «Дельта Банка»: «Машина не понимала, что клиент хотел погасить кредит полностью. Туда поступило столько денег, сколько поступило. По договору они полгода списывались в счёт погашения этого кредита. Ставка по кредиту первые полгода нулевая, а следующая – 69%, поэтому и стали начисляться проценты, и так вот оно набежало».
Банкиры уверяют: никакого финансового умысла заработать на процентах и пене не имели. И что сообщили клиентке о долге сразу же, как только со счёта списались все деньги. Но дата SMS-сообщения говорит об обратном. Более того, ещё до предъявленного штрафа клиентке присылали электронные письма с предложением взять ещё один кредит. И эта история оказалась далеко не исключением.
Форумы в Интернете буквально пестрят такими же случаями. Возмущённые клиенты жалуются на одну и ту же схему. Выплатили кредит досрочно либо внесли последний платёж, однако не знали о маленьком остатке. Проходит больше года, а потом банк обрушивает на клиента огромный штраф. Судится с банком, как правило, никто не рискует, ведь в договоре чётко написано, что клиент должен самостоятельно контролировать задолженность.
Лишний раз уточнить, переспросить, перезвонить, но даже это всё не гарантирует защиты от неприятного сюрприза с кредитом. В конце концов, можно даже неправильно расслышать сумму. Поэтому без официального документа, подтверждающего, что вы ничего не должны банку, расслабляться рано.
В каждом белорусском банке есть свои локальные правила. Некоторые по умолчанию выдают клиенту документ о том, что кредит погашен и все обязательства выполнены, другие эту процедуру делают лишь по запросу заёмщика.
Татьяна Белова, главный юрист-консульт Ассоциации белорусских банков: «Банк должен рассчитать остаток долга, в том числе пересчитать, как правило, проценты. Чтобы не получилось такое, что всё-таки остались небольшие суммы и на них накручивается пеня, согласно Гражданскому кодексу кредитополучатель должен потребовать у банка акт об исполнённых обязательствах».
Достаточно много претензий у клиентов и по внезапно возникшим дополнительным процентам. Например, у владельца кредитной карточки списывают деньги со счёта за её обслуживание или за каждую расходную операцию, хотя об этом сотрудники банка не предупреждали.
Особенную бдительность юристы советуют проявлять к быстрым кредитам в магазинах. Их ещё называют «табуретные» кредиты. Острое желание забрать товар здесь и сейчас может закончиться незавидной формулой – микроволновка по цене автомобиля. Все судебные иски рискуют разбиться о два слова: «Читайте договор».
Действительно, там, как правило, прописаны все нюансы, однако зачастую документ написан таким сложным языком, что даже опытные юристы признают, что иногда сами не понимают смысла некоторых формулировок. Которые сводятся к одной нехитрой истине – банк всегда прав. И всё же из-за большого количества претензий от граждан Национальный банк Беларуси выдал финансовым учреждениям специальную инструкцию.
Татьяна Белова, главный юрист-консульт Ассоциации белорусских банков: «В 226-й инструкции Нацбанка предусмотрено, что работники банка в письменном виде должны дать информацию кредитополучателю об условиях кредита. Там простым языком написано: проценты, условия, сумма, сколько он должен в месяц погашать».
Как показывает практика, даже такую дополнительную информацию не все изучают внимательно, а вчитываться начинают уже после того, как посчитали себя обманутыми. Тогда-то и наступает время прозрения. Вот только рассчитываться за этот ликбез приходится большими деньгами и нервными клетками.
Подписывайтесь на нас в Telegram