Житель Ляховичского района, уроженец этих мест, бывший председатель колхоза имени Ломоносова, Герой Социалистического Труда Генрих Третьяк в 2012 купил усадьбу Бохвицей в деревне Флерьяново. Когда-то, до 1997 года там было правление родного колхоза. А затем около 15 лет дом стоял бесхозным и ветшал. Заплатил Генрих Михайлович одну базовую величину. Оформление документов обошлось в сумму, эквивалентную 500 долларов. И вот уже несколько лет 83-летний энтузиаст восстанавливает кусочек истории родного края. С помощью своих сил и личных же финансов.
83-летний пенсионер из Ляховичского района выкупил старинный фольварок XIX века и вот уже шесть лет занимается его восстановлением. Генрих Михайлович не предприниматель, он обычный пенсионер. Просто не смог смотреть, как по соседству с его домом разрушается история. Родился Генрих Третьяк в двух километрах от Флерьяново, где размещается усадьба, но именно тут он провёл всю свою жизнь и пустил корни. В чём секрет абсолютного бесстрашия и веры?
Усадьбу во Флерьяново в 1870 году построил сын известного писателя и философа Флориана Бохвица – Ян Оттон. Позже к деревянной части пристроили парадный вход из кирпича (невероятной красоты и величия). В советское время почти 30 лет здесь размещалась контора местного колхоза, где нынешний хозяин трудился председателем. После того, как ушёл на пенсию, старинное имение оказалось бесхозным и стало ветшать на глазах.
И с тех пор неутомимый энтузиаст медленно, но верно восстанавливает старинное имение. Живёт пенсионер неподалеку (в деревенском доме). А потому в усадьбу приходит, как на работу, без которой, кстати, Герой Социалистического Труда, уже и жить не может.
Починил перекрытия, оштукатурил стены, сделал новую проводку и отреставрировал аутентичный потолок – всё делает своими руками, летом помогают добровольцы. Новодела в интерьере не приемлет, старается сохранить так, как было при первом хозяине.
Чтобы сохранить имение, Генрих Михайлович тратит половину своей пенсии. Здание всё-таки панских масштабов: почти 400 квадратных метров и два этажа.
Как положено любому старинному дому, рассказывает новый собственник, усадьба Бохвицей окутана тайнами, но с невидимыми силами, улыбается, он дружит (помогают охранять имение, пока в нём никто не живёт).
Пока здесь жили Бохвицы, уверяет Генрих Михайлович, было всё по-другому. Здесь часто проходили литературные вечера и звучали романсы. Об этом любит рассказывать супруга Лариса Павловна.
Писательница проводила здесь много времени и даже посадила дуб. Все истории, связанные с первыми владельцами, портреты, мебель, одежду (в основном передают местные жители), Лариса Павловна бережно хранит и собирает для коллекции. Педагог по профессии, мечтает создать в усадьбе музей.
Пока хозяева не думают превратить свое увлечение в заработок, хотя финансов частенько не хватает. Просто радуются гостям и заезжим туристам. Правда, их пока меньше, чем местной детворы. Усадьбу в родной деревне дети прозвали замком. Каждый вечер после школы бегут сюда за увлекательными историями и преданиями, о которых не прочтешь в учебниках. Историю малой родины изучают сами.
Генрих Третьяк, пенсионер: «Наша мечта о том, чтобы не дать пропасть этому имению, возродить эти традиции, которые были, если считать от Элизы Ожешко уже, 110 лет тому. И тут звучали польские песни, тут звучала польская музыка».
Лариса Третьяк, пенсионерка: «Вот выходишь из дома, всё рушится, башенки рушатся, окон нет, двери тоже выламывают. Вот когда ты видишь, настолько становится больно, потому что это наша история. Мы должны сохранить её для потомков».
О судьбе старинного имения, не возьми он его в свои руки, Генрих Третьяк часто рассуждает за этим камином. Это самое любимое место в особняке – ведь он тот самый как и 150 назад. И всё так же горячо греет, давая силы жить, а значит, продолжать начатое, во что бы то ни стало.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram