Суть белорусской политики – в справедливости. Как работает этот принцип в ценообразовании, обсудили сегодня во Дворце Независимости на большом совещании. По накалу оно едва ли уступает октябрьскому разгрому. С той лишь разницей, что эффект от принятых тогда мер есть.
Инфляцию удалось обуздать. Но что год наступивший нам готовит? Вот в чем вопрос. И цель этой встречи – не только проконтролировать, как выполняются поручения, оценить их эффективность, но и нащупать болевые точки, чтобы скорректировать систему. По сути, речь о новом этапе в ценообразовании. Как раньше, уже точно не будет.
Конечно, к этому разговору готовились. Президенту представили полную выкладку, которую он намеренно сделал публичной. О недостатках должны знать все, ведь за них платим рублем. И в этом смысле Беларусь пошла наперекор рыночной стихии. Весь мир накрыла инфляционная волна, цены бьют рекорды во многих странах. Но не в увлечении ли рыночными методами причина? Вопросом задается Президент.
Александру Лукашенко неважно, популярны ли его методы, вписываются ли они в раздел учебника по экономике, ему важны его люди: их благополучие, сытость и достаток. И Президент выбирает не то, что модно, а то, что действенно. Поэтому хватку ослаблять рано. Задача для губернаторов и правительства – не снижать контроль и при этом объяснить правила игры всей цепочке: от производителя до потребителя.
Помните всплеск цен в 2022 году? Среди причин таких волн – пандемия, конфликт на Украине, западные санкции. Но, как говорится, чего только в мире не бывает. Но в Беларуси все оставалось спокойно. Только почему-то после подъема не последовало ценового снижения. На горизонте маячила инфляция под 19%. Вмешался Александр Лукашенко. И на совещании в начале октября резонно спросил: куда идем и не пора ли схлынуть ценовому приливу?
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Систему, скажем прямо, сдерживания цен разрабатывали всем миром: парламент, правительство, Комитет государственного контроля, профсоюзы, местные органы власти, контролирующие, правоохранительные органы. Передо мной – результаты мониторинга. Как утверждает статистика, нам удалось существенно замедлить инфляционные процессы в стране. В IV квартале после решительных действий в 2022 году зафиксирована дефляция почти в 2%. То есть произошел откат цен. Когда собирались в прошлый раз, правительство прогнозировало годовую инфляцию примерно в 20%. Это страшная инфляция была бы. Но с учетом принятых мер ее удалось снизить хотя бы до 12-13%».
Результат не заставил себя ждать, когда инициативу перехватили за счет командной работы. Поэтому все причастные сегодня на совещании: от правительства и Нацбанка до губернаторов. Хотя и не все присутствующие, как скажет Президент, считают, что так надо, – выносить вопросы ценообразования на его уровень. В этом нет ничего зазорного. Просто так получается: магазины стоят сами по себе, а тень из-за высоких ценников падает на Дворец Независимости.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Любая система мер регулирования – это живой организм, который меняется с учетом внутренних и внешних факторов. Моя задача – контроль в рамках Беларуси. Иногда позитивные изменения допустимо ускорить вручную. Я открыт для конструктивных предложений и готов принимать нужные для людей решения. Главное мое требование вы знаете – широкий ассортимент товаров по справедливым ценам и недопущение дефицита».
Но оказалось, что многие из ритейла общих целей не разделяют: торговые сети, посредники. Мол, нерыночно это, так регулировать. Адепты западной модели как-то забыли, что, во-первых, не на Западе живут, а в социальном государстве – в Беларуси. Во-вторых, те, кто видят «недемократию» и «нерынок» в чужом глазу, просто в своем не замечают… и далеко не бревно.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Все мы привыкли к тому, что "демократия и свободный рынок спасут мир". Откуда это пришло после долгого периода декларативных цен в Советском Союзе и регулирования всех и всего. Откуда это пришло? Риторический вопрос. Американцы, Запад нас всегда к этому толкали: демократия, демократия, права человека! Читай: "Что хочу, то и ворочу в стране, что хочу, то говорю. А потом 2020 год, помните… Вот и вся демократия. Почему был установлен некий потолок цен на главный товар Российской Федерации? Я это вам напоминаю и говорю, чтобы вы понимали, что мы должны жить собственным умом в своей стране и делать все так, как выгодно нашему народу. Если мы видим необоснованный рост цен и что нувориши, вчера появившиеся только неизвестно откуда, создав свои сети в торговле и так далее, начали набивать карманы, когда заработная плата у компании – $500, а у них – в 46 или 60 раз больше. Это что, нормально? Хочу, чтобы вы понимали, что мое требование остается неизменным. Я вам доказал, что никакой демократии у них нет, никаких прав человека, никакого свободного рынка и свободного ценообразования. Они действуют исключительно в собственных интересах. Ну так давайте и мы, насколько это возможно, будем соблюдать свои интересы – значит, нашего народа».
Важная деталь: те же западные экономисты до сих пор спорят о том, что первичнее: спрос или предложение. Но ответ не столь важен, когда потребителю не оставляют выбора ни по цене, ни по ассортименту. Такого после запуска мер сдерживания не случилось: полки не опустели. Что по ценам? Есть движение вниз, есть и вверх. Вся статистика в руках у Александра Лукашенко. Пусть и мелким шрифтом, но Президент видит суть.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Ежемесячные темпы прироста цен отечественных производителей потребительских товаров лишь замедлились, но, пишут специалисты, не остановлены. Я и не настаиваю на том, чтобы цены были остановлены, потому что при такой международной инфляции остановка цен обернется дефицитом на полках. Но необоснованный бешеный рост не должен быть».
Вывод простой: система требует донастройки. И чисел поскромнее. Инфляция не более 7-8% в 2023 году. Это почти в два раза ниже, чем в прошлом, который завершили, по словам Президента, «в целом так себе, могли бы и лучше». И в этой фразе и критика, и мотивация.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мир начали по-новому переформатировать. Кто делит этот мир? Не мы же. Мы участники этой дележки, на которых нацелены хищнические взгляды крупных государств. И кто будет в результате этого неоколониализма владеть частями мира – вопрос. Что делать нам в этой ситуации? Надо пройти аккуратно этот период, сохранить себя. А сохраним только тогда, когда будет внутренняя стабильность. Люди наши все понимают, и война, и где-то инфляция сюда завозится, и в пандемию весь мир в отличие от нас остановился. А деньги с вертолета, помните, разбрасывали. И я тогда предупреждал вас, что мы столкнемся с инфляцией. И эта внешняя инфляция идет к нам. И этим воспользовались наши, и всплеснули цены. Так вот, надо их привести в чувство, дать понять, что сегодня вопрос больше, чем цены. Это основа справедливого внутреннего порядка. Это главная статья договора власти и народа, поэтому надо выдержать, категорически заявляю: у нас для этого все есть. Мы будем на порядок выше. Все факты не могу привести. Так я ж вас никогда не обманывал. Все мои прогнозы были в точку».
Как и совет правительству: спуститься с макроуровня до высоты прилавка в магазине. Он актуальный, но сейчас важно поработать над недостатками.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Недостаточно проработан механизм определения цен в сфере производства по индивидуальным заказам. Например, мебели. Мелкому бизнесу нужно готовить пакет документов в органы власти для согласования цены по каждому новому виду продукции. Дурь жесточайшая! Я вас предупреждал: этого быть не должно! Правила установили, и пусть они сами определяют цену. Пришли, проверили: что-то не так – "отрубили" голову».
Что касается других тенденций: сейчас цены идут вниз в основном за счет торговли, а вот производители отгружают на внутренний рынок с удорожанием. Что еще бьет по карману потребителей – ритейл. Комитет госконтроля не дремлет и находит нарушения: почти 5 десятков уголовных дел по фактам необоснованного повышения цен. Нашли и нелегальный товар: больше двух сотен точек, где решили не платить налоги. А еще растет пропасть между зарплатами топов торговли и обычных продавцов.
И оказалось, что это не смертельно для ритейла, у которого запас прочности достаточный, а вот аппетиты порой чрезмерные. В промышленности зарплатный разрыв между управленцами и работниками урегулировали. На очереди, похоже, и торговля.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Главный итог доклада, что система выработана. Она действует. Она не привела к негативным эффектам ни для бизнеса, ни для торговли. Она не является догматичной, открыта для модификаций. И уже в ближайшее время первый вице-премьер правительства по поручению Президента проведет расширенную встречу с участниками рынка, с руководством и собственниками предприятий торговли, торговых сетей. Если будет необходимо, будут выработаны дополнительные меры».
И над ними уже думают. Комитет госконтроля готовит с правительством программу совместных действий. В Минэкономики работают над снижением затрат производителей.
По ходу совещания выходили и на точечные вопросы. В стабилизационные фонды положили белорусские продукты, но вот наши магазины сильно не берут, посетовал губернатор Гродненской области. Не то логистика невыгодная, не то импорт завозят. Александр Лукашенко сказал прямо: смотрите по обстоятельствам. Не хотят брать, продайте за рубеж, но помните.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я просто хочу губернаторов и мэра Минска предупредить: не дай бог через месяц это все вылезет и мы начнем опять есть египетскую картошку, а своей по нормальным ценам видеть не будем, пеняйте сами на себя. Я не собираюсь вас учить, что делать. Вы положили в резерв эти объемы – заключите с торговлей, обеспечьте хотя бы на своей территории в области своими продуктами. И чтобы она была конкурентна с импортом. Чтобы импорт вообще близко не мог с вами конкурировать. Потому что лучшей картошки, чем из своей земли, лучшей капусты, моркови и лука, чем со своей земли, где мы родились и живем, быть не может».
Глава государства обратил внимание, что не запрещает поставлять продукцию на экспорт, но это только в том случае, если внутренний рынок полностью обеспечен.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Продавайте. Но если провалитесь до июля-августа, пока ранний картофель и капуста не появятся, пеняйте сами на себя. Решайте сами там. Вместе с правительством, если это нужно».
Более того, в хранилищах должно храниться. Некондиция – это упущенная выгода, деньги и недовольный потребитель. Стабфонды ждет серьезная ревизия. А еще нужно поработать над каналами импорта. Если всего один, так дело не пойдет. Конкуренции не будет, а значит человек в магазине переплатит. А еще стоит посмотреть на свои мощности.
Это совещание – новый этап в системе регулирования цен. Там, где нужна подпитка, стоит это сделать. Это касается и технологий выращивания, и хранения. Что же касается пути, который проходит товар от земли, стабфонда до прилавка, то сверхнакрутки быть не должно. Через какие бы руки он ни прошел – производителя, перекупщика, поставщика, магазина. Быть довольным должен не только бог торговли, но и человек, который заплатит за товар на кассе.
Фото: пресс-служба Президента
Подписывайтесь на нас в Telegram