Лукашенко потребовал конкретных предложений в сфере противостояния наркоторговле

Лукашенко потребовал конкретных предложений в сфере противостояния наркоторговле

Распространение наркотиков – проблема глобальная. Пять лет назад в Беларуси ей решили дать серьёзный отпор, а сегодня – время подумать, надо ли менять формы и методы борьбы.


В 2014 году, когда Беларусь была под реальной угрозой нарастания наркотрафика и особенно так называемых спайсов, принят Декрет Президента №6: жёсткий, с резким увеличением сроков уголовной ответственности даже для единичных закладчиков, но именно это вывело страну из-под удара. 

Стоит ли останавливаться? Или нужно совершенствовать закон? Об этом говорили на совещании с участием Главы государства, руководителей силовых ведомств и гражданских министерств. Тезисы Александра Лукашенко известны: бороться нужно с первопричиной.

Выявлять организаторов, не забывать о профилактике. Школы, СМИ, но в первую очередь – семьи. А если уж распространитель попался, то суды должны выносить такие решения, чтобы ни у кого в обществе не было сомнений: наказание адекватно совершённому преступлению. 

С того света 35-летнего минчанина медики вытаскивали раз пять. Первая ломка случилась в старших классах. Потом были смертельные дозы героина, альфа-PVP, короткие запойные перерывы. И снова ломка и срывы. Потерял всех друзей, многие товарищи по кайфу попросту не дожили до этого дня. Отец троих детей рисковал семьёй, собственной жизнью и свободой. Два месяца назад признал: самому с бедой уже не справиться. 

Срок реабилитации у Александра, как и ранее дозы в шприце, крупный, вместо месяца – два. Врачи уверяют, это эффективнее короткого пребывания. Хотя шансов на то, что и этого хватит, не так много. По статистике восемь из десяти завязавших наркоманов снова сдаются. Хотя бы в реанимации теперь нет аврала. Врачи с ужасом вспоминают страшные события шестилетней давности, когда страну накрыла «спайсовая волна». Молодые люди, накурившись и нализавшись синтетической дури, умирали от передозировки, выбрасывались из окон, вскрывали друг другу черепные коробки, выкалывали глаза. Смертельный наркотик легко открывал двери и скромных общежитий, и богатых коттеджей. А милиция лишь разводила руками – подпольные лаборатории в Азии штамповали новые виды психотропов быстрее, чем их успевали вносить в реестр запрещённых, поэтому распространителей такого зелья приходилось отпускать. 

В 2014 году во Дворце Независимости, по сути, решалась судьба молодого поколения белорусов. Тогда Президент оценил ситуацию коротко и ясно: идёт война – и Декретом №6 вооружил силовиков до зубов.

После этого новые «спайсы» стали запрещать ещё до того, как они попадали в Беларусь. Сроки лишения свободы наркодилеров выросли до максимальных 20 лет, в случае смерти потребителя – до 25-ти. Драконовские меры, как их тогда назвал Президент, дали результат. За пять лет количество наркопреступлений сократилось в полтора раза, с участием несовершеннолетних – в пять раз. Передозировок стало меньше в четыре раза. Если раньше на грани жизни и смерти находились сотни подростков, то теперь это единичные случаи, что особенно важно, учитывая с какой скоростью наркосинтетика разрушает мозг, постепенно стирая человеческий облик. Главный показатель в любой статистике – это человеческие жизни. 

Только за прошлый год на границе перехвачено почти полтонны гашиша. Изъято свыше 36 килограммов психотропов – при том, что даже доза в полграмма может закончиться летально. Если посмотреть на международную статистику смертей от передозировок с учётом транзитного положения Беларуси, можно сравнить качество соответствующей работы. Не секрет, что основная часть запрещённых веществ попадает на белорусскую территорию через открытую границу с Россией. Приезжих с востока даже не досматривают. Но при этом смертность от передозировок в России в 17 раз выше, чем у нас. Однако в этом и проблема с наказанием зарубежных главарей наркотрафика, которые дистанционно управляют преступной сетью в Беларуси через сайты и мессенджеры.  

Громкие процессы, когда за решётку попадают организаторы, периодически проходят в белорусских судах, но всё же примерно из шести тысяч осуждённых по 328 статье основная масса так называемые пехотинцы, те, кто действовал по чужой указке. Часто огромные сроки за распространение получали и потребители. Купили дозу вдвоём, тот, кто первый взял наркотик и затем передал другому, получал от 5 до 8 лет. Чтобы наказание было адекватным, этим летом в закон внесли поправки. Нижний порог наказания за сбыт снизили до трех.

Ключевая задача Президента силовикам – бороться с первопричиной, организаторами поставок, если не вырвать зло с корнем, придётся бесконечно рубить новые преступные стебли. Переформатировать работу обещает новый глава МВД. Прицел смещается не на количество раскрытых наркопреступлений, а на их значимость. 

То, что критерии наркопреступлений должны чётко разделяться, – один из главных посылов Президента всем силовым структурам. Производство наркотиков, поставки и распространение или потребление. Подходы не должны быть едиными. Впервые попробовавший зелье подросток – это не Пабло Эскобар. Именно к главарям правоохранительная система должна быть максимально беспощадной, ведь это потенциальные убийцы. 

Иван Носкевич, председатель Следственного комитета Беларуси: «По части 5 ст. 328 Уголовного кодекса за действия, повлекшие смерть человека от употребления наркотиков, в этом году уже возбуждено и расследовано 17 уголовных дел».

Сегодняшнее совещание проходило в формате мозгового штурма. Президент сразу отверг отчёты о промежуточных успехах, всё это и так известно. Декрет сработал, но нужно двигаться дальше. Новые условия, даже технологические, требуют новых методов борьбы. Тотальная работа в Интернете, мгновенная блокировка ресурсов, которые используются в наркотрафике. Специальные подразделения МВД усилят интернет-разведку. Но всё же лучшее средство борьбы с наркоманией, как, впрочем, и с любой болезнью, – профилактика. Александр Лукашенко называет самый эффективный барьер – тотальное неприятие наркотиков обществом. На антинаркотическую пропаганду нужно бросить все ресурсы – от традиционных СМИ до соцсетей.

То, что начинать нужно с семьи, подтверждает и медицинская практика. Минздрав уже обучает педагогов распознавать наркотическое опьянение, но лучше, чем родители, своих детей не знает никто. Самое важное – не проморгать первую дозу.

По итогам совещания будет подготовлен комплексный документ о дальнейших мерах по противодействию наркотикам. В нем будут окончательные предложения. Президент поручил оперативно аккумулировать мнения тех, кто сегодня занимается этой проблемой. Никто не должен остаться в стороне – прокуратура, губернаторы, руководители исправительных учреждений, врачи, педагоги. Контроль за Госсекретариатом Совбеза. Главная ошибка – считать, что ваших детей это не коснётся. Невзирая на успехи на фоне других стран, масштаб проблемы и в Беларуси уже тотальный. Если на учёте Минздрава состоит около 12 с половиной тысяч наркозависимых, то, по криминологическим данным МВД, количество белорусов вовлечённых в потребление наркотиков приблизилось к 90 тысячам и продолжает расти. Если не принять срочных мер, в ближайшие пару лет каждый сотый житель страны будет наркоманом, а значит, основная война с наркотиками ещё впереди и самое время записаться добровольцами.

Подписывайтесь на нас в Telegram