Лукашенко: мы продолжим углублять экономическую интеграцию. Итоги совещания по вопросам выполнения интеграционных программ Союзного государства

Совещание на тему белорусско-российских отношений прошло во Дворце Независимости

Лукашенко: мы продолжим углублять экономическую интеграцию. Итоги совещания по вопросам выполнения интеграционных программ Союзного государства

Уже второй раз на неделе – о главном для нашей экономики. Во Дворце Независимости сегодня вновь обсуждали белорусско-российские отношения и реализацию интеграционных программ Союзного государства. На этот раз Александр Лукашенко созвал широкий состав чиновников – и у этого есть конкретная причина. 

Интеграция Беларуси и России имеет строго социально-экономическую направленность, каких-то политических карт в 28 проработанных, принятых и выполняемых – нет. А потому их реализация – это зона ответственности правительств. Ведь на президентском уровне и стратегические решения, и конкретные, но особо важные типа цен на энергоносители и единого рынка газа и нефти, уже приняты лично Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. 

Следовательно, дальше – дело техники. Правда, при цифре в 70% реализации союзных программ оставшаяся невыполненная часть – это не бумажная работа, а реальный сектор. То есть – самое важное. Сроки и ответственные за них определены и в Минске, и в Москве, но проволочки все же случаются. 

Беларусь и Россия пошли на взаимоуступки ради общей будущей выгоды при составлении карт интеграции, поэтому их реализация автоматически означает приоритет взаимовыгодности – и необходимость друг другу в чем-то уступать. Это – основная мысль сегодняшнего совещания во Дворце Независимости. Две суверенные страны объединены Союзным государством. Одно другому не противоречит ни для Минска, ни для Москвы – и Президент разговор начинает с напоминания, зачем вообще нам интеграция. А это – равные условия и для людей, и для предприятий от Бреста до Владивостока. 

Равные условия нужны и России, а сегодня – особенно. Поэтому две страны готовы к взаимным уступкам, получая взаимную выгоду. 28 программ интеграции – это около тысячи конкретных подпунктов, на каждый есть установленные сроки и ответственные. И уже 70% их выполнено, но! Нужно честно признать, что массив успешно реализованных – это унификация законодательства. То есть бумажная работа, а не конкретная по созданию проектов. 

То есть пока для углубления интеграции Союзного государства готовы в основном документы, самое важное и сложное – еще впереди. 

При этом те вопросы, которые звучат чаще всего – это единые рынки газа, нефти и нефтепродуктов – решили лично Лукашенко и Путин, и сразу на три года. За правительствами – исполнение. Но не менее важная тема – гармонизация, то есть приведение к единой системе, налогового законодательства и прозрачный налоговый и таможенный контроль на едином рынке Союзного государства для Минска и Москвы. И здесь Александра Лукашенко уже просят подписать конкретный документ. 

Мы независимы, координация действий, собственно, для этого будет и создаваться этот комитет из человек 10. Аналогично будет и в таможне. 

То есть налоговый орган будет (если будет) не наднациональным по сути, а координирующим – а это разное. Будет ли новое для координации – вопрос долгий: Александр Лукашенко четко обозначил – сначала полное выполнение действующего пакета и только потом, если будет нужно, поговорим о чем-то дополнительном. Чем раньше – тем лучше, но без лишней спешки, потому что, если вдруг ошибемся, назад открутить будет сложно, потому что это уровень законов двух суверенных стран. С другой стороны – политических карт интеграции нет вообще. Так что президенты своими решениями открыли окно для подвигов для своих правительств. 

То есть и Россия принимает решения, для себя в чем-то экономически невыгодные, и мы тактически делаем то же, потому что стратегически вместе мы получим взаимную выгоду. И во время доклада премьера Президент и вовсе максимально открыто рассказал, как взаимовыгодность прорабатывалась далеко не только Лукашенко и Путиным. 

Президент добавит, что отчасти сегодня такой широкий состав и был собран, чтобы каждый управленец понимал суть происходящих процессов. Базовая же экономика вроде понятна всем, и даже не экспертам: товарооборот Минска и Москвы в 50 миллиардов долларов – число очень понятное. 

Здесь важно то, что Президент открыто говорит: рост экспорта в пересчете на доллары связан со взлетевшими ценами в условиях мировой инфляции, поэтому-то и весь прошлый год Лукашенко призывал всех – не упустите время и возможности. С другой стороны, подчиненный только Главе государства Белстат честно подсчитает все и в штуках, а здесь очевидно, что на мировых рынках с экспортом наших основных позиций – удобрения и продукция металло- и деревообработки – были сложности из-за незаконных санкций. Но здесь дело поправимое – и уже поправленное. 

То есть сейчас мы перестраиваемся под новые рынки, в первую очередь – российский, а рынки, в первую очередь – российский, перестраивается под нас. В этом процессе взаимных уступок бывает всякое, но оценивать нужно лишь результат. 

Результат же сегодняшней встречи тоже будет оценен в принятых решениях – и разного уровня: не все же только лично двум президентам обо всем договариваться. И, может, в январе об этом говорить и рано, но по ощущениям – рекорд в 50 миллиардов товарооборота с Россией в 2023-м будет под приятной для нас угрозой. А такая интеграция нам точно нужна. 

Фото: архив БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
География:
Беларусь