Кто он – «мирский Шиндлер»?

​Около полукилограмма – это вес посылки, полученной на адрес Мирского замка. Отправитель – 83-летняя Элишева Хемкер из израильского города Хайфа. Она никогда не бывала в Беларуси, но долгие годы находилась рядом с человеком, которого можно смело назвать «мирским Шиндлером».

Около полукилограмма – это вес посылки, полученной на адрес Мирского замка. Отправитель – 83-летняя Элишева Хемкер из израильского города Хайфа. Она никогда не бывала в Беларуси, но долгие годы находилась рядом с человеком, которого можно смело назвать «мирским Шиндлером».

Экспозиция «Гетто» – с отдельным входом. Это всё-таки не «парадная» история замка, ставшего в 1942-м тюрьмой для 850 евреев. Тогда почему здесь сегодня появились символы христианской веры – те же кресты? 9 реликвий в Мир почтой по небу – с Земли Обетованной.

Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс «Мир»: «В обыкновенную коробку были сложены предметы, имеющие для нас очень большую ценность. Потому что они принадлежали Освальду Руфайзену и использовались им в богослужении. Эти предметы находились на хранении в монастыре в Израиле».

Там экс-владельца столы (часть литургического одеяния) знали, как отца Даниэля. Он возродил мессы на иврите в 60-х. А во Вторую мировую Руфайзен служил писарем в полиции местечка Мир. Унтер-офицер спас от расстрела, по разным данным, от 200 до 300 евреев.

Ольга Новицкая, научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»: «Он просто воровал оружие и передавал другим людям, а те переносили в замок. То есть сам как таковой он здесь не появлялся. Не проверяли тех, у кого был пропуск, ausweis. Когда стало известно от Освальда Руфайзена, что будет уничтожение гетто, конечно, попытались сбежать».

Отсюда – со стороны северо-западной башни – вышли около ста человек. Остальные 650 сегодня – в общей могиле. К слову, тогда же, в августе 1942-го, в Освенциме погибли родители Руфайзена. Он и сам после разоблачения чудом уцелел.

«Даниэль Штайн…». Если переводить на язык реальности, то читать стоит Освальд Руфайзен. Скоро страницы этого романа заговорят там, где и было «Эмское гетто». Экскурсии сопроводят фрагментами аудиокниги Людмилы Улицкой.

На корешке – портрет «эмского Шиндлера» (топоним изменён автором). Не стало отца Даниэля в 1998-м. Через 17 лет память о нём материализовалось в замке. Сегодня Освальд Руфайзен ещё один герой, делающий наш Мир всемирно известным.   

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс