«Шелковый путь» в этом году стал крупнейшей битвой двух главных ралли-рейдовых команд в зачете грузовиков: «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто». Уже перед стартом в Томске они красиво поднимутся на стартовый подиум. Белорусы – первыми!
Андрей Бондаренко, корреспондент ОНТ: «Ну вот и началось. Честно, реально передать атмосферу очень тяжело, клянусь, но очень бы хотелось сделать это словами. Здесь на центральной площади Томска собрались тысячи болельщиков и просто люди, которые хотят быть причастными к ралли-рейду «Шелковый путь». Это будет невероятно захватывающе и интересно, где белорусский МАЗ обязательно поедет очень быстро и поедет очень далеко, надеемся, до самого финиша, без поломок и в яркой и интересной борьбе».
И многие зрители пришли не просто посмотреть на стартовый подиум. А вместе с командами отправились в путь – ради заветного фото или автографа. И, конечно, как мы убедимся, наш МАЗ прекрасно знают не только в России, но и в дружественной Монголии.
Перед тем, как отправится на гонку, и вновь пережить эти невероятные эмоции хотелось бы подробнее рассказать о команде «МАЗ-СПОРТавто». Она была создана в 2010 году и за это время участвовала и поднималась на пьедесталы сложнейших ралли-рейдов мира: «Дакар», «Шелковый путь», «Золото Кагана», «Марокко Челендж» и многих других.
Сергей Вязович, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто»: «Я в команде с 2012 года, после того как команда съездила первый раз на Дакар, и вот с июня месяца 2012 года я стал пилотом команды, а с 2016 года ее руководителем. Сейчас, наверное, даже трудно так провести параллель, потому что я эти все эволюционные моменты проживал вместе с командой. И на сегодняшний день мы конкурируем с командой Комаз-мастер. Начинает свой путь, мы на них смотрели как на что-то невозможное. Например, проигрыш на одном этапе от 40 минут до часа у нас считался как бы нормально. Сегодня мы, проигрывая на этапе там больше минуты, переживаем, что это проблема. Ну вот вам и эволюция по спортивному результату. Если взять по нашему грузовику, то здесь вообще кардинальные перемены. Это был 12-тонный бескопотный грузовик. И на сегодняшний день это грузовик капотной конфигурации, который весит в снаряженном состоянии чуть больше девяти тонн. Тогда мы имели практически серийный грузовик, сейчас мы имеем грузовик-прототип, монстр, который может ну все, просто все».
На этой гонке нашу команду представляли три экипажа: 301 под управлением Сергея Вязович, 304 – Алексея Вишневского и 309-й Виталия Мурылева.
Павел Гаранин, штурман экипажа 301 команды «МАЗ-СПОРТавто»: «Штурман – это, скажем так, должность на гонке. В Минске, в команде у каждого штурмана есть своя другая работа. И каждый ведет свое какое-то направление определенное, которое готовит там или технику, или конструкцию, или в целом команду к этому участию. Соответственно, гонка начинается, административный работник становится штурманом. Ну и параллельно нужно совмещать эту работу».
Алексей Вишневский, пилот экипажа 304 команды «МАЗ-СПОРТавто»: «У каждого болит все по-разному. У меня, например, шея. Бывают дни, когда мне что-то прилетает туда, и если сильно бить в яму, то сложно терпеть, и поэтому мы сейчас перед стартиком с Серегой и Сачуком закидываем по таблеточке и едем в спецучасток. А дальше уже адреналин делает свое дело и погнали. Только на административных проверках проверяют давление, пульс. Ну и все. Ну и тест, который вы видели, что проходили на вменяемости проверяют, соображаешь ты или нет. Все прошли.
Именно так. Нужно в любой, даже самой сложной ситуации сохранять самообладание. В отличие от других команд, которые выступали, к примеру, на «Дакаре» у нас нет приглашенных или коммерческих пилотов, механиков, штурманов – все они сотрудники автозавода. Но на время гонки – одна большая команда, представляющая целую страну.
Александр Швед, штурман экипажа 309 команды «МАЗ-СПОРТавто»: Ну, мы все друг друга знаем. И все знаем, кто с каким темпом едет. И свои шансы тоже здраво оцениваем. На сегодняшний день повторить темп Сергея Вязовича мы не можем. Поэтому, ну, тут никаких таких обид личных или еще что-то. Работа на команду и все. То есть, нагрузка на штурмана, она огромная. Донести правильно, быстро информацию, чтобы пилот еще тебя понял, сориентировался и построил себе в голове какой-то маршрут на пару шагов вперед. Ну, стараемся. Естественно, я как бы не скрываю, на сегодняшний день ехать первым было бы сложно. Там бы, возможно, бы и запутался и где-то и не туда увел бы. Это, ну, с опытом».
Максим Новиков, штурман экипажа 304 команды «МАЗ-СПОРТавто»: «Мы все равно все в одном месте находимся, все втроем. И проблемы, которые там возникнут. Моя ошибка, либо какая-то техническая неполадка, либо, не знаю, плохое самочувствие у кого-то. То есть это все потом, конечно, будет сказываться в целом на экипаже. Поэтому не создавать вот этого напряжения. Если оно возникло, максимально быстро из него выйти. Ну, я, как правило, когда я ошибаюсь по навигации, прошу ребят успокоиться, дать мне сосредоточиться».
На такой скорости сложно сохранять концентрацию, иногда даже разговаривать. А как это еще и принимать верные и взвешенные решения? А ведь наши ребята это делали на протяжении 5 тысяч километров.
Подписывайтесь на нас в Telegram