Контуры. Гиганты на миллиард

В 2018-м БелАЗ вернулся в «клуб миллиардеров». Здесь произвели 802 машины большой и особо большой грузоподъёмности – это на 180 больше, чем за  2017 год, и вообще рекорд за всю историю предприятия. А экспорт вырос более чем на треть.

В 2018-м БелАЗ вернулся в «клуб миллиардеров». Здесь произвели 802 машины большой и особо большой грузоподъёмности – это на 180 больше, чем за  2017 год, и вообще рекорд за всю историю предприятия. А экспорт вырос более чем на треть.

Вообще у БелАЗов традиционная раскраска жёлтая, но для одной из машин в минувшем году решили создать особый камуфляж – изобразить на обширном «теле» гиганта обитателей животного мира всех тех мест, где он сегодня трудится. Так понятнее, что там с климатом на крайнем севере и самом жарком юге, в пустыне и тропиках, в горах и на равнине. 32 страны только за 2018-й.

Пётр Пархомчик, генеральный директор предприятия «БелАЗ»: «Мы сохраняем те страны, в которых мы постоянно присутствуем. Если взять, допустим, страны постсоветского пространства, то какую страну не возьми – 80% ёмкости постсоветского пространства принадлежит нашей компании. Хотя на постсоветском пространстве присутствуют и наши конкуренты. Есть заводы в России (в Тосно – Caterpillar американский), есть завод в Ярославле (японский Komatsu), но всякие их попытки увеличить свою долю пока увенчались провалом».

Похожая ситуация и в Азии, хотя, казалось бы, до японского гиганта-конкурента Komatsu – рукой подать. И вот почему: в Монголии с 1996-го по 2000-й специально проводили следственный эксперимент – белорусские машины соревновались с японскими. А тест-драйв в Монголии ещё тот – вы уж поверьте!

Здесь наши машины работают в три смены. Считай – непрерывно. Изначально их срок службы рассчитывался на уровне восьми лет. Но самые заслуженные ездят уже все 10. А самый старый БелАЗ проехал 1 250 000 км. И это не единственная причина, почему не Komatsu, а БелАЗ.

Не за горами – отправка на родину Чингисхана двадцати новых большегрузных богатырей. Если двигаться по карте дальше – с Юго-Восточной Азией история взаимоотношений не такая длинная, но с каждым годом белорусские большегрузные самосвалы всё органичнее вписываются в местные пейзажи и реалии.

Пётр Пархомчик, генеральный директор предприятия «БелАЗ»: «Новый класс машин был отправлен во Вьетнам – это самосвалы классом 136,6 тонн. Наверное, большим событием для нас было то, что после пятилетнего перерыва мы в КНР поставили один из самых больших карьерных самосвалов – грузоподъёмностью 360 тонн. Он отгружен, сейчас происходит сборка, и в ближайший период времени он пойдёт в эксплуатацию. До этого такой класс машин в данную страну не отгружался».

Но это страны, где с нами уже знакомы. С теми, кто видит гиганта впервые, работа идёт по несколько иным принципам. Первые БелАЗы в Индонезию отгрузили три-четыре года назад. Наладили сервисное обслуживание, и сегодня там их уже за сотню. А дальше – «дедка за репку, внучка за жучку» – хорошая работа сервисных центров в Индонезии открыла ворота на Филлиппины. Первые 12 самосвалов туда уже приехали. Сейчас как раз идёт их сборка.

Пётр Пархомчик, генеральный директор предприятия «БелАЗ»: «Провели очень серьёзные переговоры по Таиланду и тоже намечаем к концу этого года поставку техники, то есть создаётся определённый имидж в отдельных регионах, где мы достойно себя представляем, где наша техника доказывает своё превосходство над конкурентами. Это даёт возможность расширения рынка в другие страны».

Вот, казалось бы, рынок, который не поколебать. Но дело идёт даже в консервативной Европе! В активе – Польша, Чехия, Болгария, Босния, Эстония. Сейчас идут переговоры с Норвегией и Австрией. Красивый «камбэк» белорусских гигантов после долгого перерыва состоялся в Пакистане, Бангладеш и Чили. Чилийский рынок должен стать локомотивом продвижения в Новый Свет.

Пётр Пархомчик, генеральный директор предприятия «БелАЗ»: «Всё начинается с глубокого анализа. Сначала нужно найти ту страну, где есть наши интересы (то есть полезные ископаемые), техника необходима для этих стран. Потом начинает проводиться работа. Здесь очень плотно мы работаем с нашим министерством иностранных дел, нашими торговыми советниками, которые помогают нам организовывать встречи. На этих встречах зарождаются первые условия, ростки будущих поставок техники. Работа очень кропотливая. Она требует большого терпения – отдельные страны обрабатываются от трёх до пяти лет, и только на пятом году можно ждать каких-то результатов». 

Если очень долго бить в одну точку – стена сломается. Есть тому и математическое доказательство – БелАЗов в минувшем году продали на $1 миллиард 35 миллионов – и это новое высшее достижение. Предыдущий рекорд предприятия в этой дисциплине продержался шесть лет, но теперь имеет более широкую географию – на  крайнем севере и самом жарком юге, в пустыне и тропиках, в горах и на равнине.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Константин Степанец
Операторы:
Николай Певец