Вот он, пожалуй, главный слоган крупнейшего международного салона «Продэкспо-2020». На выставке в Москве и готовят, и едят пять дней подряд, прокладывая через желудок путь к коммерческим контрактам. Более 2,5 тыс. российских и зарубежных компаний из 70 стан мира: такому изобилию позавидует любой гипермаркет. Беларусь на этом гастрономическом салоне уже давно «свой среди своих». Только в России по доле импорта продукции наша страна занимает четвертое место.
Правда, успехи эти переменные и не всегда зависят только от наших производителей. Прошлогодние, часто необоснованные, истории со «стоп-листами» Россельхознадзора, конечно, изрядно подпортили и нервы, и итоговую статистику по продажам. Ложка дегтя будет и на нынешней «Продэкспо», но об этом чуть позже. В целом, такие выставки для всех белорусских производителей, как раз и есть та возможность, чтобы показать свой товар лицом и вкусом, без всякой политической и экономической конъюнктуры. И тут оказывается, что, в большинстве своем, наши компании не только могут удачно встраиваться в отраслевой рынок, но и сами задают тренды.
Наталья Черник, заместитель директора по развитию и маркетингу Туровского молочного комбината: «Главная заслуга Туровского молочного комбината в том, что мы одно из тех предприятий, которое последовательно реализует политику производства и реализации натуральных сыров. Несмотря на то, что на рынке представлено очень много фальсификатов, заменителей и т.д., мы стараемся добиваться высочайшего качества и приемлемой цены, предлагая рынку и нашим клиентам сыры натуральные».
Итак, тренд первый – натуральность. Туровский молочный практически со дня своего основания держится в топе белорусских лидеров экономики и обладатель верхних строчек рейтинга отечественных переработчиков молока. То, что делают в Турове, еще пару лет назад называли экзотикой для продовольственного рынка Беларуси. И это входило в список импортных поставок. Но сейчас Моцарелла, Рикотта, Маскарпоне и еще с десяток видов полутвердых сыров – привозятся не из Италии, а делаются именно на Полесье. Начинали в Турове в 2013 году с подходящих для розницы сыров в мелкой фасовке. Бренд Бонфесто – сейчас хорошо известен каждой домохозяйке.
Но рынок меняется динамично, конкурентная среда в этом сегменте российского рынка жесткая, поэтому на Продэкспо демонстрируют уже новую упаковку: её сделали более яркой и привлекательной, расфасовали в более удобный для домашнего использования формат. Обновилась линейка аэрированных сыров Кремолле: к классическому вкусу добавили более яркие нотки вяленых томатов, соленых огурцов и лесных грибов. Такой симбиоз европейской гастрономической культуры и славянских традиций. Но, главное, предприятие почувствовало в себе силы предложить свой продукт тем, кто знает толк в кухне. Бренд «Cooking»: натуральные сыры для сегмента HoReCa, т.е. для профессиональных шеф-поваров. Это большие объемы фасовки, удобная упаковка и многофункциональность. Чего только стоит новинка «Маэстро ля крема» – мягкий сыр, который может быть основой и для пиццы, и для соуса, и для крема. Вообще, в легкий крем могут превращаться не только сливочные Кремчиз и Маскарпоне, но и Рикотта из Турова. Последняя, к слову, насыщена альбумином – легкоусваиваемым белком, благодаря которому восхитительные десерты становятся менее калорийными, но отнюдь не менее вкусными. И посмотрите, что с ними делают кондитеры! Анастасия Томилова - а она готовила и для политиков, и для дипломатов, с легкостью создает муссы из кремчиза, панакоту из рикотты с лимонным курдом. Кажется, сладко становится только от названий!
Анастасия Томилова, шеф-кондитер: «Разрезаю, а внутри у нас находится нежейший кремчиз со свежерубленной мятой. В центре у нас идет конфи из малины и томатного сока».
Казалось бы, несочетаемые продукты – кулинарный риск. Но Туровский молочный и в основу всей своей работы закладывает риски. Только просчитанные и оправданные. Менеджеры и технологи постоянно мониторят рынок и не бояться делать ставку на новые продукты. Они продвигают себя во Всемирной паутине, работают в социальных сетях – там можно найти рецепты с любым их продуктом. А ещё активно развивают востребованное направление фуд-сервис. Здесь уловили еще один тренд: время – деньги.
Наталья Черник, заместитель директора по развитию и маркетингу Туровского молочного комбината: «Основной фокус у нас на протяжении последнего времени был на направлении HoReCa Food Serviсe. И сегодня на нашем стенде можно увидеть, как, собственно, наши натуральные сыры мягкие и полутвердые, а так же полуфабрикаты, которые мы делаем в сотрудничестве с партнерами на российском рынке и не только. Мы поставляем нашу продукцию крупным предприятиям переработчикам. Они, в свою очередь предлагают полуфабрикаты».
Сырниками, спрингроллами, моцареллой для фритюра заполняются отделы замороженных продуктов в магазинах. Все это так же подают на завтраки в крупных отелях и гостиницах. Т.е. утро у тысяч жителей и гостей российских городов начинается не только с кофе, а с полезного и быстрого завтрака от Туровского молочного комбината. И цель, похоже, уже оправдывает все риски. Это подтверждает даже шеф-повар королевы Британии. Он был в составе жюри престижного конкурса Superior Taste Award. Туровские сыроделы участвовали в нем впервые и сразу получили золотые звезды. Вот так – пошли ва-банк, разбили все мифы и начали покорять мировые рынки. Кстати, смелость, говорят эксперты на «Продэкспо», это то, чего часто не хватает производителям продуктов, белорусским в том числе.
А вот так рождаются мини-хамон, пармская ветчина, палермо и прошутто. То, о чем сейчас особенно скучают россияне, оказавшись на санкционной диете. Но эти продукты премиум-класса делают не в Европе, а в Гродно! Не скрывают, да, производство непростое и затратное. Пока производство деликатесов занимает всего 6% от общего выпуска сырокопченых продуктов, но и они разлетаются: и не только в связанную продовольственным эмбарго Россию, но уже и в Армению, Азербайджан, Грузию. Новая цель – 750 тонн хамона в месяц.
Ольга Корбан, главный технолог Гродненского мясокомбината: «Конечно же мы на сегодняшний день идем на этот риск, но мы понимаем, что это затратно, и это продукт должен соответствовать своему качеству и вкусу. Чтобы занимать на рынке сегодня нишу данную, мы очень много вкладываем, много изучаем…мы предполагали, что он будет популярный, но что настолько он востребован потребителем, не ожидали».
Вообще, говорить о популярности белорусских продуктов, например, в той же России, как доказывать очевидное. Только в прошлом году соседи съели нашей еды более, чем на четыре миллиарда долларов. Могли бы, и больше, но опять тот же Россельхознадзор: были ограничения на поставки нашей говядины, молока. И в результате – невыполнение баланса спроса и предложения. А сейчас эксперты говорят еще и о том, что России совсем скоро продовольствия понадобится еще больше. В Китае бушует коронавирус. Он чихает, а весь мир в панике. Спад мировой экономики – неизбежен. И уже сейчас тот же Дальний Восток испытывает дефицит продуктов, и цены там растут из-за закрытия границы с Поднебесной. Беларусь готова закрыть эти бреши.
Алексей Богданов, начальник управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «В текущем периоде готовы, в случае необходимости, нарастить объемы продукции и мясомолочной, и овощеводческой продукции на рынки РФ. Чтобы возместить те объемы, которые выпадают, чтобы не допустить голых полок у наших восточных соседей, у наших друзей».
И хоть официального запрета на поставки в Россию продуктов из Китая нет, вирусный страх тоже становится регулятором рынка. Особое внимание ритейла – к чистым сырьевым зонам. Ну, и здесь к белорусам придраться точно нельзя. Возьмем Пинский мясокомбинат: после рестайлинга все, что оттуда – выходит под логотипом «Пикант». Так вот, все сырье для производства – исключительно местное, из Брестской области. В сутки перерабатывают до 80 тонн мяса и субпродуктов, производят 45 тонн колбасы и копченостей, 15 тонн мясных полуфабрикатов. А сало! Говорят, что только в Пинске знают секрет, как без труда «утопить» в нем нож. Пытались выведать: как? – не рассказали. На «Продэкспо» завод привез другие «Истории» – линейку колбас, которую можно не только с удовольствием есть, но и изучать по этикеткам памятные места Беларуси - вот оно «вкусное» продвижение и продукта, и страны в целом. Потребители, кстати, распробовали: значительная часть продукции идет на экспорт.
Эдуард Шибун, директор Пинского мясокомбината: «Мы поставляем продукцию не только на рынок РФ, поставляем ее в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, в этом году мы получили аккредитацию на рынок Китая. Надеемся, что наша продукция займет достойную нишу на данном рынке».
Кстати, белорусские предприятия сейчас, не без учета эпидемической ситуации, и сами встраиваются в некоторые, частично «китайские» ниши. Например, продукты быстрого приготовления. Если заменить вредную сухую лапшу из Поднебесной горячим супом или сытной кашей, не требующей варки? Да из натуральных ингредиентов, еще и приготовленных по рецептам, которые отрабатывались более 75-ти лет? На «Продэкспо» в этом году выбор был сделан однозначно в пользу этих продуктов от предприятия «Лидапищеконцентраты». Это брикетированные супы, каши и кисели, специи и ингредиенты для выпечки. На дегустационном конкурсе предприятие получило золото за суп «Чечевичный». И Звезду выставки – высшую награду за лучший инновационный продукт: кукурузные палочки с клетчаткой. На «Лидконе» разработали лакомство, от которого не прибавляет в боках, а наоборот, повышаются исключительно здоровые показатели организма: улучшается обмен веществ, они очищают и питают омегой-3. Таких продуктов в линейке несколько: еще кисель и какао.
Андрей Гончаров, генеральный директор «Лидапищеконцентраты»: «Одно из важнейших концепций развития предприятия «Лидапищеконцентраты», производящего более 120 видов продукции, является повышение эффективности работы по экспорту. Для этих целей нами используется ряд направлений, в том числе, выставочный ресурс с диверсификацией рынков. На сегодняшний день мы участвуем в Московской международной выставке с широким диапазоном задач, нацеленных на расширение клиентской базы для увеличения продаж нашего продукта».
Но такая прыть белорусов не всем нравится. Возвращаемся к ложке дегтя на «Продэкспо». В последний день выставки российские СМИ запестрили заголовками: «На гастрономическом форуме запретили дегустацию белорусских молочных продуктов». С претензиями, уже даже неудобно упоминать, выступил, кто бы вы думали? Да, Россельхознадзор.
Если разобраться, то тут, в отношении российских чиновников, впору вспомнить слова сатирика Эмиля Короткого: «память ему не изменяла, но он изменял ей всегда, когда находил это удобным». Эксклюзив. Письмо, в наш Минсельхозпрод за подписью заместителя руководителя Россельхознадзора, где черным по белому написано: разрешить ввоз в Россию на период выставки продукцию предприятий…и далее список, в котором, в том числе, и те производители, которые имеют запреты на поставки. И в письме, кстати, ни слова о недопустимости дегустаций. Только одно условие: ветеринарные сертификаты. И вот они сертификаты! Причем, сделали их даже те, кто никогда не имел претензий от санитарных служб.
Георгий Костень, директор Поставского молочного завода: «Мы прошли все ступеньки, для того, чтобы пройти через Меркурий, ветнадзор. Полностью. Сто процентов».
Белорусские предприятия приняли и эти правила игры. Внеплановая проверка российских санитаров? Пожалуйста! Аудит торговой сети – добро пожаловать! Поставский молочный только в прошлом году пережил шесть таких визитов. Итог: при максимальном рейтинге контроля в 100 баллов у них – не менее 97-ми. Зато, когда белорусы обращают внимание на качество российской продукции, от них либо отмахиваются, либо не обращают внимания. Только один пример. Долгое время именно Беларусь предлагает улучшить качество кондитерской продукции на всей территории ЕАЭС. Чтобы полезного какао-масла, например, в конфетах и сладких плитках было не 12%, как в России, а 32%, как у нас.
Анатолий Бубен, председатель концерна «Белгоспищепром»: «Даже по ГОСТам, если рассматривать шоколад в отдельности, то какао-бобы и использование какао на изготовление белорусского шоколада идет в три раза больше, чем российского. Это, с одной стороны, удорожает конфеты, но и, с другой стороны, делает их более натуральными, качественными и полезными для потребителя».
Но партнёры по ЕАЭС пока не соглашаются. Мол, российский внутренний рынок больше. И перестраиваться, а, тем более, дополнительно вкладываться в производство – не обязательно. Покупатель все равно будет. Он-то, конечно, найдется, только дать бы ему еще выбор и равные конкурентные условия. Есть, конечно, надежда на Евразийскую экономическую комиссию – она предлагает взять на себя наднациональные функции регулирования контроля за поставками продукции. Но, как показывает практика, хотеть – это только половина дела. Когда, вроде, нет ничего личного, а просто бизнес, теряется главное – покупатель, то есть каждый из нас с вами.
Подписывайтесь на нас в Telegram