Беларусь критикуют и вводят санкции за то, что мы хотим сохранить спокойствие и порядок на улицах и в стране. При этом мы видим, как яростно орудуют дубинками полицейские на улицах европейских городов, как там используют светошумовые гранаты, водометы и даже спускают на сограждан собак. А ведь нарушителей общественного порядка после таких задержаний там тоже отправляют далеко не в санатории. А во время локдаунов во многих европейских странах не то, что на массовые мероприятия, на улицу запрещено выходить лишний раз. А за отсутствие маски могут жестоко избить – как в этом случае – на глазах маленького ребёнка. И плевать на права и свободы граждан. Получается, что во многом, либеральность европейских законов – это миф? На этот вопрос ответит шеф Европейского бюро ОНТ Руслан Поддубский.
Руслан Поддубский, корреспондент: Отвечая на этот вопрос сразу сошлюсь на нашего собеседника, бельгийского политолога Эммануэля Томанна, который не только профессионально анализирует происходящие геополитические процессы, но и преподаёт в ведущих европейских университетах – так вот, по его мнению, государства и Америки и Европы, которые продвигали либеральные ценности, вошли и сегодня находятся в так называемом «постдемократическом» состоянии и вот что он имеет ввиду.
Пьер-Эммануэль Томанн, политолог: «Мы видим, что правительства начинают вести себя всё более агрессивно, потому что неолиберальная модель, которую они создали, по сути провалилась в условиях глобальной опасности, которой стала пандемия. Эта система по сути оказалась не готова в полной мере обеспечить безопасность и защиту здоровья своих граждан. Всё больше и больше жителей ЕС в открытую критикуют политику открытых границ, эмиграции, коронавирусных ограничений, потому что видят к чему это приводит. Растёт недоверие к правительствам и один из способов борьбы с растущим недовольством - это подавление, это опора на силу».
Германия, город Кассель, антиковидный марш, который полиция блокирует почти сразу. Нидерланды, Амстердам. Полицейские объявляют сбор людей незаконным и без лишних слов начинают разгон. Столица Великобритании, акция против полицейского насилия и ограничительных мер сразу же перерастает в столкновения с силовиками. Массовые аресты - и молодёжи, и пожилых людей.
Видеокадры прошлых выходных отличаются лишь городами или местом встречи с силовиками – протестная антиковидная акция в Гааге, городе где находятся и национальный парламент, и резиденция короля. И те же жёсткие действия полиции против мирных людей – водомёты, конные отряды, полицейские собаки.
И вновь резонансный Лондон, где акцию памяти убитой, предположительно полицейским, Сары Эверард, брутально разогнали люди в форме. Жёсткость, с которой женщин валили на землю и надевали наручники, спровоцировала национальный скандал с вопросами в адрес министра МВД и главы городской полиции.
Но, несмотря на общественное возмущение, премьер-министр встал на сторону силовиков. Более того, британские парламентарии в шаге от принятия закона, который существенно расширит права полиции по работе на протестах. По сути, все нормы сводятся к тому, что руководители полицейских подразделений будут на месте решать, как трактовать происходящее и что делать. Их наделяют правом назначать начало и конец акции, устанавливать ограничения на шум, штрафовать после первого предупреждения непослушного гражданина на две с половиной тысячи фунтов и мгновенно применять силу в случае неповиновения. Но главное – нарушение общественного порядка теперь может караться тюремным сроком до десяти лет. Консерваторы протащили законопроект через Палату общин, теперь слово за Палатой лордов, но сомнений в ужесточении норм практически нет.
Великобритания, впрочем, идёт следом за своими европейскими коллегами, где на стороне силовиков столько законов, что они давно перестали выбирать средства в наведении порядка на улицах. По данным немецкого университета Бохума, в Германии ежегодно фиксируют около 12 тысяч случаев насилия над демонстрантами.
За нападение на немецкого полицейского при исполнении – до пяти лет тюрьмы. Франция расширяет полномочия полиции через запрет на съёмку во время работы силовиков и штрафа до 45 тысяч Евро, в Швеции уголовный кодекс позволяет наказывать организаторов массовых беспорядков заключением до 4 лет.
Но, пожалуй, самые жёсткие законы и правила уличных акций действуют в США. Что происходит при невыполнении требований полиции, и какими средствами наводится порядок на улицах американских городов, весь мир пристально наблюдал весь прошлый год. Общая статистика говорит, что в 2020 году было лишь 18 дней, когда в стране не было сообщений об убийстве от рук полицейских, всего же за минувший год силовиками было убито 1127 американцев, в том числе, и во время протестных акций.
Пьер Эммануэль Томанн, политолог: «Надо понимать, что каждое государство хочет контролировать ситуацию, особенно в условиях пандемии, когда многие процессы выходят из-под контроля и правительства делают это всеми доступными способами в кооперации с членами по ЕС или союзниками по НАТО. При этом медиаресурсы позволяют оправдывать любые меры против протестующих, мол у нас нет выбора, и отвлекать внимание рассказами о насилии в других странах. Если что-то происходит в России, Беларуси или Китае -они называют это диктатурой. Это обычная политика двойных стандартов».
Кстати, федеральный закон США позволяет отправлять в тюрьму не только за сопротивление или нападение на представителя правопорядка, но даже за сам факт нахождения на незаконной акции. А всего три дня назад сенат штата Кентукки выдвинул законопроект, который упростит арест протестующих просто за оскорбление полицейского.
Руслан Поддубский, корреспондент: Возвращаясь в самое начало к вопросу о мифе либеральности европейских законов, мне кажется сами жители так скажем «ведущих демократий» никаких иллюзий по этому поводу никогда и не испытывали. Ну а тому, кто и смотрел на мир через розовые стёкла 2020 год, конечно, здорово помог опуститься на землю. И как мы видим процесс этот не останавливается.
Подписывайтесь на нас в Telegram